Языковое чутье

Козаева Камила Викторовна
ЧОУ ВО «Сибирский юридический университет», г. Омск

Нынешний человек все более уподобляется логическому механизму, и главным его психическим свойством числится мышление, способность разрешать умственные задачи - быстро и безошибочно. Такой взгляд, при всех его достоинствах, неполон и недостаточен, он обедняет возможности, заложенные в человеке, ибо приводит к недооценке индивидуальности, личностных качеств, духовного богатства, мира бессознательного. Это необъятный мир эмоций - от радости и горя до восприятия искусства, музыки, игры света; это и мир любви, ценностных ориентаций, выбора и нравственных ценностей.

К миру бессознательного принадлежит и интуиция, предчувствие. На первый взгляд, все эти процессы не поддаются определению. К числу подобных явлений относится и языковое чутье, обеспечивающее языковую (речевую) способность человека.

Языковое чутье – это чувство языка, стиля, благодаря которому индивид стремится выражать свои мысли грамотно и нешаблонно и испытывает специфическую неловкость, замечая речевые ошибки собеседника, тонко чувствует малейшие речевые, стилистические неточности. Нередко об ученике, который не знает правил, но пишет довольно грамотно, мы говорим, что у него есть чувство языка, при этом подразумеваем его интуицию, чутье. Но людей с врожденным языковым чутьем не так уж много, а если предположить, что оно есть у всех, то, значит, его нужно разбудить, развить, воспитать. Чувство языка – чувство слова, а развить чувство слова, т.е. пробудить любовь к нему и интерес, нельзя без приобщения учеников к текстам художественных произведений, к лучшим образцам мастеров прозы и поэзии. Языковое чутье начинает развиваться еще в детстве, когда ребенок только начинает воспринимать речь окружающих, пытается подражать ей и создавать собственные высказывания. Малыш на подсознательном уровне усваивает законы языка. К сожалению, с возрастом языковое чутье, так свойственное детям,  начинает угасать, поэтому его нужно всячески тренировать, ведь если его не развивать оно так и останется лишь детской особенностью памяти. В настоящее время в школьной программе, совсем не уделяется внимание развитию языкового чутья. А зря,  ведь хорошо развитая языковая интуиции – это самый легкий способ писать грамотно и без ошибок. Обладая интуитивным восприятием языка абсолютно не нужно «зубрить» правила, которые так не любят все дети.

Что же такое чувство языка? Талант, данный от рождения? Возможно. Есть ли шанс развить его? Безусловно. По восприятию окружающего мира люди делятся на три условных группы: визуалы, аудиалы и кинестетики. Визуалам для развития чувства языка обычно советуют больше читать, аудиалам – слушать радио, качественные записи аудиокниг или спектаклей, кинестетикам помогают письменные работы. Хорошо, если есть возможность побольше общаться с людьми, отличающимися высокой культурой речи. А если они возьмут на себя труд реагировать на неточности вашей речи и исправлять их, то это удача. Но самым простым способом развития языковой интуиции является чтение книг. От того сколько читает ребенок в детстве будет во многом зависеть то, как ему будет даваться изучение языка в школе. Как известно, дети, которые с раннего возраста начинают читать, приходят в школу более грамотными, не зная при этом  ни одного правила. Многих из нас в детстве родители заставляли переписывать тексты из книг. И правильно делали, ведь  постоянное написание диктантов является хорошим средством для развития языковой интуиции. Визуальное  восприятие слова и постоянное прорабатывание орфографических норм способствуют развитию памяти и логического мышления.Так что чувство языка находится в руках (а также глазах и ушах) каждого из нас. И только личные усилия и работа над собой может сделать его совершенней.

По мнению психологов и филологов, чутье присуще каждому человеку: у кого-то оно развито сильнее, у кого-то слабее. Умение начинает развиваться с раннего детства и продолжается до 16-18 лет. Считается, что к этому возрасту у каждого умственно развитого человека уже есть чутье языка. А что делать с английским языком, если вы начали учить его уже во взрослом возрасте, после 18 лет, например? Неужели время потеряно? Чутье английского языка можно и нужно развивать. Как отмечают филологи и лингвисты, совершенного чувства языка не может быть даже у носителей, так что не нужно бояться допускать ошибки в процессе своей деятельности.

Языковое чутье в английском развивается так же, как в русском: путем обучения, различных упражнений и активного пользования языком. Во-первых, нужно развивать навыки одновременно. Чутье английского не может появиться при скромном словарном запасе или незнании грамматических конструкций. Именно поэтому так важно активно ежедневно использовать язык, учить новые слова, отрабатывать на практике грамматические конструкции. Когда ребенок изучает русский язык, он учится и писать, и слушать, и читать, и говорить. В принципе, развитие английского чутья очень похоже на русское, поэтому нужно читать литературу на английском, слушать аудиокниги, переписывать тексты на английском и, конечно же, практиковаться говорить.

Таким образом, языковое чутье – это умение чувствовать язык и писать грамотно и красиво, даже не зная правил. развивается еще в детстве, но его бывает необходимо поддерживать.При определенных усилиях языковое чутье можно приобрести как для родного, так и для иностранного языка.


Библиографические источники:

  1. О.А. Лебедева  Чувство языка как компонент коммуникативной компетенции
  2. Парфюмерная мастерская. - Чувство языка (Блог Тима Скоренко, nostradamvs.livejournal.com)
  3. Психологический словарь
  4. Стивен Пинкер. Язык как инстинкт (The Language Instinct) Издательство: Едиториал УРСС, 2004 г., Мягкая обложка, 456 стр.
  5. Статья о вкладе трудов Д.С. Лихачёва в развитие языкознания
5
Average: 5 (3 votes)

Комментарии

Очень хорошо написано