Очень важным значением для процессуального права является правовой институт взыскания судебных расходов. Он является одним из инструментов обеспечения баланса интересов сторон, одновременно играя при этом важную роль экономического стимула и барьера при реализации права на судебную защиту. Без исполнения судебного решения, а именно взыскания в пользу выигравшей стороны судебных расходов, не может быть исполнен в полной мере принцип защиты прав, свобод и законных интересов и гражданина в Российской Федерации, указанный в ст. 45 Конституции Российской Федерации [1].
В российском же законодательстве правовую основу исполнительного производства составляют: Конституция Российской Федерации [1], Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (ст. 318-332) [2], Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (ст. 428-446) [3], Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» [4], а также принятые в соответствии с ними нормативные акты Президента РФ, отдельные постановления Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, в т.ч. приказы и административные регламенты Министерства юстиции Российской Федерации.
Механизм исполнения решений суда на сегодняшний момент сравнительно не сложный.
Суд, рассмотрев дело по существу, выносит судебное решение или постановление, которое обязывает ответчика его исполнить, когда оно вступит в законную силу. Вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации [2].
В случае, когда судебное решение не исполнено в добровольном порядке, то истец, который на данном этапе уже является взыскателем, обращается в суд, вынесший данное решение, с заявлением о выдаче исполнительного листа [2]. Исполнительный лист выдается взыскателю лично или по его просьбе, указанной в заявлении, направляется судом для исполнения в службу судебных приставов. В нашей стране именно Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы занимается принудительным исполнением судебных решений.
По мнению С.А. Савченко и И.М. Вставской, исполнительное производство это юридическая деятельность, осуществляемая за рамками судебного процесса, призванная обеспечивать принудительное исполнение актов различных юрисдикционных органов [6, с. 15].
О.В. Исаенковой под исполнительным производством понимает деятельность судебных приставов-исполнителей и других участников, заключающаяся в процессе реализации судебных исполнительных листов и иных исполнительных документов, при помощи государственного принуждения [5, с. 110].
На сегодняшний день, несмотря на массу изменений, направленных на повышение эффективности исполнительного производства, самая большая проблема исполнения судебных актов кроется в неэффективности исполнении актов арбитражных судов и судов общей юрисдикции, а также актов иных органов.
За 2019 год в исполнительном производстве находилось всего 104343450 производств, из которых 62297919 прекращено и окончено, в свою очередь 40554695 производств так и не завершились [9].
Исходя из вышеперечисленных данных, можно сделать вывод о том, что более 40 процентов исполнительных производства остались не завершёнными, что говорит о неэффективности исполнительного производства в целом.
Таким образом, исходя из анализа ведомственной статистики Федеральной службы судебных приставов можно сделать вывод, что в Российской Федерации существует глобальный кризис системы исполнения решений судов [8].
В нашем законодательстве предусмотрена возможность не исполнения решения суда в законном порядке, то есть, законодателем создан целый комплекс мер поддержки должников, которые не исполняют судебные решения.
К примеру, процедура банкротства физических и юридических лиц, которым позволено не исполнять решения судов в связи с отсутствием средств для такого исполнения, вполне подходит под подобную меру.
Из отчёта УФССП РФ по Омской области по результатам деятельности за 2019 год установлено, что в 2019 году на исполнении в Федеральной службе судебных приставов находилось порядка 103 млн. исполнительных производств, что на 18 % больше, чем в 2018 году (87,6 млн. исполнительных производств). Из них свыше 48 млн. исполнительных производств – на основании судебных решений [10].
Таким образом, на плечи штатного пристава-исполнителя службы ложится огромный груз исполнительных производств, иногда переходя за 3000 дел в год.
Чтобы в дальнейшем избежать таких цифр в Ведомственной статистической отчётности по показателям взыскаемости, государству нужно идти на устранение недостатков нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу общественных отношений путем исправления уже созданных законодательных положений, а также расширять структурный состав работников данной сферы.
Также, при решении данной проблемы можно пользоваться практикой европейских государств, где успешно функционируют как негосударственная система принудительного исполнения (например, во Франции, Нидерландах, Польше), так и государственная (например, в Австрии, Германии, Швеции). Это показывает, что и государственная система принудительного исполнения может быть эффективной. Однако в условиях, сложившихся в нашей стране, проблематично будет быстро добиться эффективности государственной системы исполнения. Невозможно в ближайшее время создать модернизированную систему государственного исполнения, поскольку в первую очередь для этого необходимо увеличить количественный состав ФССП РФ и повысить квалификацию ее сотрудников, на что требуется длительное время [7].
Список использованных источников
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, одобренных в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 10.12.2020).
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95- ФЗ (ред. от 08.06.2020). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 10.12.2020).
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138- ФЗ (ред. от 08.12.2020). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 10.12.2020).
- Об исполнительном производстве: Федеральный закон от 02.10.2002 № 229-ФЗ (действующая редакция). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 10.12.2020).
- Постатейный комментарий в Федеральный закон от 02.10.2002 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» под ред. О.В. Исаенковой. Доступ из справ.-правовой системы «ГарантПлюс» (дата обращения 10.12.2020).
- Вставская И.М., Савченко С.А. Исполнительное производство: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2010. - С. 15.
- Кузнецов В.Ф., Ярков В.В. Проблемы реализации судебных решений о признании// Правоведение. 1988. №3. С.73.
- Чобанян А. Г. Некоторые вопросы розыска должников и их имущества в развитых зарубежных странах / / Российский следователь. — 2011. — № 9. —С. 36-39.
- Ведомственная статистическая отчетность Федеральной службы судебных приставов [Электронный ресурс] // http://fssprus.ru/. - Режим доступа: http://fssprus.ru/statistics/ (дата обращения 10.12.2020).
- ФССП отчиталась о работе в 2019 году [Электронный ресурс] // ДОЛГ.РФ. Новости. URL: https://долг.рф/news/sudebnye_pristavy/v_sukhom_ostatke_fssp_otchitalas_o_rabote_v_2019_godu/ (дата обращения 10.12.2020).