Успех в раскрытии и расследовании преступлений зависит от множества разнообразных факторов, одним из которых является взаимодействие следователя с другими участниками процесса расследования. Правовую основу такой деятельности составляют Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – УПК РФ), Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» [1].
Следует отметить, что у органов дознания есть специфическая оперативно-розыскная функция, у следственных органов она отсутствует. Цели их деятельности совпадают: следователь и сотрудники органа дознания обязаны предотвращать, пресекать, раскрывать и расследовать преступления, их деятельность направлена на выполнение конкретных следственных действий, тактических комплексов и оперативно-розыскных мероприятий. Каждый участник взаимодействия самостоятелен, что обусловлено самостоятельным выбором методов достижения результатов и отсутствием отношений административной подчиненности между ними.
Расследование преступлений является основной задачей органов предварительного следствия. Вместе с этим раскрытие преступления и розыск скрывшихся преступников является и задачей органов дознания. Тем самым успех расследования и раскрытия преступлений во многом зависит от совместных, согласованных усилий следователей и органов дознания, так как это основные критерии оценки деятельности органа дознания и следователя по борьбе с преступностью [2, с.48].
Одним из условий эффективной борьбы с преступностью является быстрое расследование, что способствует изобличению лиц, совершивших преступление. Задержка с расследованием преступлений ведет к утрате доказательств, что может препятствовать установлению истины. Вместе с тем быстрота расследования должна сочетаться с его объективностью, всесторонностью и полнотой [3, с.102].
М.Н. Никитин, Н.Н. Гринь характеризуют взаимодействие следователя с органом дознания следующим образом: «...под взаимодействием понимается основанная на законе согласованная деятельность административно независимых друг от друга органов следствия и дознания, направленная на раскрытие и предупреждение конкретного преступления путем наиболее целесообразного сочетания методов и средств, присущих этим органам» [4, с.80].В данном определении четко указана сущность взаимодействия как согласованной деятельности независимых органов путем наиболее целесообразного сочетания методов и средств, присущих этим органам.
На сегодняшний день проблема взаимодействия следственных подразделений с органом дознания стоит довольно остро. Неумение или нежелание наладить контакт между сотрудниками подразделений занимающихся предварительным расследованием и сопровождением уголовных дел приводит к тому, что своевременно не проводится весь комплекс оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, утрачиваются значимые доказательства, перспективные дела приостанавливаются либо по заявлению выносится постановление об отказе в возбуждения уголовного дела. Регулирование вопросов взаимодействия это ни только и ни столько прерогатива законодателя, а сколько планомерная работа следственных и оперативных подразделений на различных уровнях, в первую очередь на уровне территориальных отделов, которые должны с учетом специфики конкретного подразделения налаживать данную работу.
Некоторые авторы высказывают мнение о том, что в УПК РФ следует предусмотреть отдельную статью, регламентирующую порядок направления, исполнения, форму, содержание отдельных письменных поручений следователя (дознавателя) органу дознания. Данная статья УПК РФ будет выступать гарантом качественного исполнения поручений следователя и дознавателя при расследовании уголовных дел. Однако, как представляется, это не будет иметь никакого практического значения, полагаем проблему поручений могут решить лишь ведомственный контроль, профессионализм и желание самих сотрудников работать [5, с. 104].
По мнению ряда авторов, создание именно специализированной группы является наиболее эффективной организационной формой взаимодействия. В рамках такой формы взаимодействия происходит комплексное использование всех сил и средств органов внутренних дел. Данное утверждение более чем обосновано, так создание подобного рода групп, безусловно, приводит к положительным результатам. Более того обозначенные на совещании мероприятия, исполнители и сроки должны быть запротоколированы и поставлены на контроль. Запланированный комплекс оперативных мероприятий и следственных действий по конкретным уголовным делам, после проведения совещания может корректироваться руководителем органа внутренних дел, который осуществляет общих контроль, а также руководителями следственного подразделения и оперативных служб, с учетом изменения обстановки [6, с.80].
Таким образом, в целом успешность при взаимодействии следователя с оперативными сотрудниками может быть достигнута при соблюдении следующих основных условий: взаимодействие должно начинаться еще до возбуждения уголовного дела. Чем раньше возникнет такое взаимодействие, тем больший успех может быть достигнут.
Список используемой литературы
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ в ред. ФЗ от 06.04.2024 г. № 79-ФЗ // Доступ из СПС «Консультант Плюс».
- Об оперативно-розыскной деятельности: федер. закон от 12.08.1995 г. № 144 в ред. от 29.12.2022 г. № 638 // Доступ из СПС «Консультант Плюс».
- Афонькин Г.П. К вопросу о роли руководителя органа внутренних дел в организации эффективного управления процессом воспитания личного состава полиции // Полицейская деятельность. 2023. № 1. С.47-52.
- Бердникова И.А. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и преобладающего стиля управленческой деятельности руководителей ОВД // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 10 (54). С. 99-105.
- Никитин М.Н. Понятие и содержание стратегических решений в органах внутренних дел // Закон и право. 2020 № 10. С. 80-83.
- Николаев А.Г. Особенности взаимодействия следователя с органами дознания // Уголовный процесс. 2022. № 8 (152). С. 103-107.