«Вымирание» немецкого языка в России

Кольчурина Виктория Андреевна
ЧОУ ВО «Сибирский юридический университет», г. Омск

Изучение иностранных языков в современном, бурно развивающемся мире не только важно, но и нужно. И не только для успешного, влиятельного человека, а для каждого гражданина абсолютно любого государства. Ведь обычно узнав, что человек хорошо знает иностранный язык, то сразу же в голове возникает образ умной, образованной и духовно богатой личности. Я подчеркну, что именно хорошо знает и может свободно излагать свои мысли на этом языке. То есть в данном случае не считаются те случаи, когда человек просто знает такие фразы, как «привет», «пока», и т.п.  Хотя сейчас и такое является уже достижением.

Все понимают необходимость владения иностранным языком. Данный пункт очень часто можно найти в анкетах при приеме на работу в различные организации. Зная кроме своего родного языка хотя бы еще один иностранный, человек имеет больше шансов получить высокооплачиваемую должность. Иностранный язык – это также возможность расширить мировоззрение, духовно обогатиться, завести полезные знакомства и этот список можно продолжать бесконечно.

И конечно же самым востребованным языком на сегодняшний день является английский. Просмотрев несколько сайтов, где публикуется рейтинг самых популярных языков мира, вы на первом месте обязательно увидите английский язык, ну или в редких случаях китайский, а вот увидеть немецкий язык хотя бы в десятке большая редкость. В чем же причина такого явления? Ведь на тех же сайтах буквально 10 лет назад немецкий язык был не только в десятке, но и в тройке популярных языков. Не зря в России в школах раньше всегда изучались три основных европейских языка: английский, немецкий и французский. А в настоящее время в большинстве образовательных учреждениях отсутствует изучение немецкого языка и обучают только английскому. Первым звеном является школа, где большинство родителей и детей выбирают в приоритете изучение английского языка, нежели немецкого. И в следствии этого в высших учебных заведениях практически отсутствуют студенты, владеющие немецким языком. Соответственно соотношение групп студентов в ВУЗах, изучающих английский и немецкий языки, равно один к десяти.

В связи с этим часть выпускников школ сталкиваются с такой проблемой, как отсутствие преподавания немецкого языка в институтах, где им приходится «с нуля» изучать английский язык наравне с теми, у кого есть хоть какие-то знания со школы. А сдавать зачет или тот же экзамен будут все и никаких послаблений для тех, кто только начал изучение английского языка не будет.  Им для этого потребуется больше сил, ведь с ними никто не будет заниматься дополнительно, а самостоятельно изучать другой язык очень сложно. И в итоге к чему это приводит? А приводит это к тому, что в большинстве случаев такие студенты либо нанимают репетиторов (которые достаточно дорого стоят сегодня и не каждый может себе это позволить), либо учат язык самостоятельно (при этом качество знаний намного ниже) и в итоге выходят с плохой оценкой. Соответственно немецкий язык при этом забывается. В результате мы имеет то, что ни один из этих языков он не знает на достаточном уровне. А хотя могли бы хорошо владеть немецким языком, если была бы возможность продолжать его изучение в своем учебном заведении.

 При выборе поступления в ВУЗ лично я обращала внимание на те учебные заведения, где я смогу продолжить учить немецкий язык. Таким образом я выбрала Сибирский юридический университет, так как здесь изучают три основных европейских языка, и студенты продолжают изучение того языка, который преподавался в школе. Тем самым наш университет выгодно отличается от тех ВУЗов, где заставляют переучивать язык.

К сожалению, немецкий язык в настоящее время сдает свои позиции. Интерес к изучению немецкого языка падает. Немецкий язык сам по себе очень сложный, особенно грамматика. Даже если сравнивать грамматику английского и немецкого языка, то следует отметить, что как минимум в немецком языке есть артикли и их склонения, 4 падежа существительных, неправильные глаголы, склонения прилагательных и многое другое. Многие конечно же выбирает всегда то, что будет легче, как и произошло во многих школах, когда родители стали отказываться от немецкого языка, считая, что это сильно перегружает их ребенка. По данным исследований, всего лишь 10,5% школьников хотят изучать немецкий язык, когда английский хотят изучать в 6 раз больше. Но я считаю, что очень важно популяризовать разные языки в нашей стране, а не только английский. И несмотря на все сложности немецкого языка, я нахожу его интересным, востребованным и достойным для изучения. И приведу несколько аргументов для этого.

Во-первых, немецкий язык необходим при трудоустройстве на высокооплачиваемые профессии, в частности касающиеся экономики, продаж, предпринимательства и тому подобное. Германия – страна, дающая огромные возможности для развития бизнеса, она выпускает различную высококачественную продукцию, которая ценится и пользуется большим спросом по всему миру (всем известные автомобили, бытовая техника и т.д.). по данным ООН в 2020-2021 года Германия находится на пятом месте по доле участия в мировом ВВП. Помимо этого, Германия стала лидером рейтинга Bloomberg Innovation Index 2020, обогнав даже Южную Корею в рейтинге инновационных экономик. На территории Российской федерации существует большое количество немецких фирм, куда можно трудоустроиться. В 2019 году действовало 4274 фирмы из Германии, но в 2020 году их стало 3971 в связи с пандемией. Кроме этого множество российских фирм сотрудничают с Германией, где необходимы переводчики со знанием немецкого языка.

Во-вторых, существует практика школьных и студенческих обменов – поездки в Германию или Австрию, проживая в немецкой семье. Я думаю, что очень большое количество школьников хотело бы побывать в другой стране, тем более даже пожить там. Для этого существует Программа российско-германских молодежных и школьных обменов, которая реализуется ежегодно в соответствии с Соглашением между Правительством Российской федерации и Правительством ФРГ в области молодежного сотрудничества от 21 декабря 2004 года. Помимо этой есть и другие подобные программы.

В-третьих, научно-исследовательская деятельность ФРГ считается одной из самых прогрессивных в мире. По мнению портала «Nature Index Global», который оценивает публикации научно-исследовательских учреждений и вузов, Германия занимает самое высокое место среди европейский стран, уступая лидерство в мире лишь США и Китаю. Если заниматься наукой и научными исследованиями, то в этом плане Германия осуществляет финансирование научных исследований и вкладов в развитие науки и ежегодно предоставляет разнообразные стипендии студентам и молодым ученым из-за рубежа, в том числе и России.

В-четвертых, касаемо юриспруденции, то и в этой сфере немецкий язык тоже востребован. Поскольку Россия и Германия относятся к одной правовой романо-германской семье. Тем самым в сфере права у них много общего и на российское право оказало большое влияние западное. Особенно в сфере гражданского законодательства, иностранное право уже с начала 90-х годов 20 столетия выступало в качестве фактора, существенного для определения направления развития российского гражданского права. Как отмечает Д. А. Медведев, «Гражданскому кодексу России известны и конструкции, учитывающие иностранный законодательный опыт, притом стран, как романо-германской, так и англосаксонской системы, в частности институты эмансипации, банковской гарантии, договоры факторинга, агентирования».

В-пятых, знание немецкого языка, конечно же, помогает расширить кругозор. С его помощью можно изучать культуру, традиции, быт Германии. Также можно духовно обогатиться, так как Германия – страна великих поэтов, композиторов, ученых. Помимо всего этого зная немецкий язык, можно начать путешествовать по Европе, где он популярнее, чем в России и вас смогут понять, если вы спросите что-то на немецком языке. Так, около ста миллионов европейцев не только говорят на этом языке, но при этом и считают его родным.

Вывод из всего вышесказанного это то, что необходимо возрождать изучение немецкого языка в России и для этого у него есть достаточно преимуществ. И эти преимущества необходимо показать каждому, в особенности начиная со школ, заканчивая уже различными всероссийскими форумами. Благодаря чему можно вывести образование нашей страны на новый уровень.


Список использованной литературы:

  1. ИПП «ГАРАНТ» // Письмо Министерства просвещения РФ от 23 сентября 2019 г. N ТС-2291/04 "Об изучении учебного предмета "Второй иностранный язык" [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72761468/ (Дата обращения: 02.03.2021).
  2. Московская немецкая газета// Статья «Немецкий в Россию!» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.mdz-moskau.eu/nemeckij-v-rossiyu/ (Дата обращения: 02.03.2021).
  3. Онлайн школа английского языка// Рейтинг: 100 самых популярных языков мира [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://allright.com/blog/ru/2020/03/03/rejting-100-samyh-populjarnyh-jazykov-mira/ (Дата обращения: 01.02.2021).
  4. Портал о самостоятельных путешествиях, эмиграции и жизни в России и заграничных странах// Учеба заграницей. Программы международного обмена между Россиией и Германией [Электронный ресурс]. Режим доступа:   https://visasam.ru/emigration/ucheba/programma-obmena-v-germaniyu.html (Дата обращения: 01.03.2021).
  5. РБК – новости дня в России// Статья от 20 января 2020 года «Германия стала лидером в рейтинге инновационных экономик Bloomberg» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/20/01/2020/5e2573689a79476eb48620af (Дата обращения: 01.03.2021).
  6. Ethnologue: Languages of the World — «Этнолог: Языки мира» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ethnologue.com/ (Дата обращения: 01.02.2021).
0
No votes yet