Учет лиц, которым предоставляется жилое помещение по договору социального найма

Привалова Анастасия Владимировна
ЧОУ ВО «Сибирский юридический университет», г. Омск
Научный руководитель: 
Махиня Евгений Александрович, старший преподаватель кафедры гражданского права

В целях реализации положений Конституции РФ жилищное законодательство регламентирует порядок обеспечения социально незащищенных категорий граждан жилыми помещениями. Одной из стадий предоставления жилья по договору социального найма является учет нуждающихся в жилых помещениях. Ведение указанного учета входит в  полномочия органов местного самоуправления и осуществляется на основании заявлений и документов, поданных гражданами в данный орган по месту своего жительства. В целях максимального обеспечения прав граждан, Жилищный кодекс РФ содержит нормы инструктивного характера [4]. Так, в подтверждении получения указанных документов гражданину выдается расписка, в которой указывается перечень документов и дата их получения. Заявление подлежит рассмотрению уполномоченным органом в течение тридцати рабочих дней. По результатам его рассмотрения орган местного самоуправления принимает одно из следующих решений: о принятии или об отказе в принятии на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилых помещениях, которое должно быть направлено заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня его принятия.  

С целью предотвращения злоупотреблений граждан, претендующих на получение жилого помещения по договору социального найма, Жилищный кодекс РФ включает норму, регламентирующую последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий. Так, принятие на учет граждан, совершивших действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, допускается не ранее чем через пять лет со дня совершения намеренных действий. Однако, как верно отметил М.Ю. Тихомиров, положения данной статьи обладают недостатками, которые, с одной стороны, создают неограниченные возможности для расширенного толкования данной нормы, а с другой - могут затруднять ее применение [5, с. 23]. В частности автор указывает, во-первых, норма не позволяет ответить на вопрос, на ком лежит бремя доказывания наличия (отсутствия) умысла на совершение намеренных действий. Во-вторых, законодатель не регламентирует, что стоит понимать под действиями, совершенными с намерением приобретения права состоять  на учете  в качестве нуждающихся в жилых помещениях [5, с. 23]. Законы субъектов РФ и муниципальные правовые акты также не всегда дают ответы на указанные вопросы. При этом в литературе к таким действиям относят, например, изменение порядка пользования жилыми помещениями путем совершения сделок, обмен жилыми помещениями, изменение состава семьи, вселение в жилое помещение иных лиц [3].

Согласно позиции Конституционного Суда РФ ограничения в постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускаются лишь случае, если совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, приводящие к необходимости обеспечения их жильем из жилищного фонда социального использования. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса РФ должно осуществляться во взаимосвязи с пунктом 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ [1].

Однако, исходя из судебной практики, правоприменители изначально считают действия граждан незаконными, а последние, в случае несогласия, доказывают свою правоту в суде. Рассмотрим пример из судебной практики. П. является инвалидом второй группы, им было подано заявление о принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Постановлением Администрации гражданину было отказано в принятии на учет на основании статьи 53 Жилищного кодекса РФ, так как он произвел отчуждение жилого помещения менее пяти лет назад. В связи с этим прокурор Омской области обратился в суд с иском в интересах П. к Администрации г. Омска об отмене постановления. Обращаясь в суд, прокурор полагает, что отчуждение жилого помещения не свидетельствует о намеренности ухудшения жилищных условий, а связано с необходимостью ухода за П. Принимая во внимание указанные обстоятельства, Центральный районный суд города Омска признал, что оснований для признания наличия в действиях П. намеренности на ухудшение жилищных условий не имеется и отменил постановление [2].

Таким образом, необходимо на федеральном уровне закрепить   перечни действий, признаваемых и не признаваемых  повлекшими ухудшение жилищных условий путем конкретизации положений статьи 53 Жилищного кодекса РФ.

Несоблюдение установленного жилищным законодательством срока, в случае совершения действий с целью намеренного ухудшения жилищным условий, является основанием для отказа в принятии граждан на учет. Также отказ допускается в следующих случаях, исчерпывающим образом перечисленных в Жилищном кодексе РФ: непредставление предусмотренных жилищным законодательством документов, а также представление документов, не подтверждающих право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся.

В случае принятия положительного решения по результатам рассмотрения заявления гражданина о принятии на учет, он сохраняет право состоять на учете вплоть до реализации права на предоставление жилого помещение в рассматриваемом порядке либо возникновения обстоятельств, влекущих снятие его с учета. Анализ судебной практики свидетельствует о том, что наиболее распространенным основанием является утрата гражданами оснований, предоставляющих право на удовлетворение жилищных потребностей путем получение жилья по договору социального найма, в частности утрата ими статуса малоимущих и (или) нуждающихся в жилых помещениях. Иными словами увеличение доходов, приходящихся на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи могут повлечь снятие граждан с учета.

Следующим основанием является подача гражданами по месту учета заявления о снятии с учета, которое может быть составлено в свободной форме. При этом не для всех граждан предусмотрена возможность подачи соответствующего заявления. Исключение составляют недееспособные граждане, которые принимаются на учет на основании заявления законных представителей, но могут быть сняты с него только по инициативе органа, осуществляющего учет [4].

Поскольку необходимым условием для принятия на учет в качестве нуждающегося является проживание гражданина в муниципальном образовании, включающим населенный пункт, в котором предоставляется жилое помещение, то смена места жительства на другое муниципальное образование влечет снятие его с учета. При этом указанное положение не распространяется на случаи изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Жилищное законодательство к основаниям снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях также относит получение ими государственной помощи в форме бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения. Государственная помощь может осуществляться и в форме предоставления гражданам от уполномоченных органов земельного участка (кроме садового) для строительства жилого дома. Стоит отметить, что предоставление земельного участка многодетных семьям не влечет за собой снятия их с учета.

Выявление в представленных документах сведений, не соответствующих действительности, также приводит к наступлению вышеуказанного последствия. Принимаются во внимание лишь сведения, которые касаются существенных обстоятельств, например, относительно численности членов семьи, размера и пригодности для проживания занимаемого жилого помещения [4]. Неправильная оценка уполномоченным органом фактических обстоятельств при рассмотрении заявления также влечет снятие гражданина с учета. Данный пример можно отнести к следующему основанию: неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, в процессе обеспечения отдельных категорий граждан жилыми помещениями из жилищного фонда социального использования  их учет является важной стадией, целью которой выступает обеспечение реализации прав граждан на удовлетворение жилищной потребности путем улучшения жилищных условий.


Список использованных источников

Материалы судебной практики

1. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Деревцовой Елены Анатольевны на нарушение ее конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации: определение Конституционного Суда РФ от 24.11.2016 № 2459-О. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Решение Центрального районного суда г. Омска от 20.07. 2020 по делу № 2-1518/2020. URL: https://sudact.ru/regular/doc/H0TMtqIyyvbd/.

Научная литература

3. Беспалов Ю.Ф. Жилищный кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий. Путеводитель по судебной практике./ А.Ю. Беспалов, А.Ю. Касаткина, Ю.Ф. Беспалов. Москва: Проспект, 2018. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4. Крашенинников П.В. Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации. Москва: Статут, 2012. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

5. Тихомиров М.Ю. Социальный наем жилых помещений: практическое пособие. - Москва: издательство Тихомирова М.Ю., 2011. – 93 с.

0
No votes yet