Тезисы по теме «Ключевые проблемы местного самоуправления»

Новикова Светлана Андреевна
Омская академия МВД России, г.Омск

Современное государство невозможно представить без органов местного самоуправления. Именно они отражают интересы граждан в пределах определенных территорий. Для понимания масштаба проблем развития местного самоуправления в Российской федерации, необходимо рассмотреть основные проблемы по отдельности.

Ключевыми проблемами, я считаю, являются:

1. Проблема правового регулирования полномочий органов местного самоуправления

2. Проблема полномочий и ответственности органов местного самоуправления Российской Федерации.

3. Проблема несоответствия объема полномочий органов местного самоуправления имеющимся материально-финансовым ресурсам.

4. Проблема нехватки муниципальных кадров, компетентных в проблемах местного самоуправления.

Рассмотрим каждую проблему по отдельности.

Проблемы правового регулирования полномочий органов местного самоуправления

Конституционное закрепление полномочий органов местного самоуправления исходит из наличия собственных полномочий по вопросам ведения муниципальных образований и отдельных передаваемых полномочий по вопросам ведения государственных органов власти. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями носит абстрактных характер, не имеющего ни регламентирующих условий данного процесса и ни четкого круга передаваемых полномочий.

Более того, статья 132 Конституции РФ предусатривает, что органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения и могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями, реализация которых подконтрольна государству. При этом статья 12 говорит, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Таким образом, встает вопрос о самостоятельности и об ответственности органов местного самоуправления при осуществлении данных полномочий.

Органы местного самоуправления участвуют в осуществлении государственных полномочий как в соответствии со ст. 19 Закона, так и без нее в случае принятия представительным органом местного самоуправления решения о реализации права на участие в осуществлении указанных полномочий. Таким образом, участие в реализации отдельных государственных полномочий вне рамок ст. 19 является добровольным и должно осуществляться за счет средств местного бюджета, что вызывает определенные сложности.

Статьи 14.1, 15.1 и 16.1 ФЗ от 06.10. 2003 N 131 "Об общих принципах..." закрепляют права органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципальных образований: создание музеев, муниципальной пожарной охраны, развитие туризма, совершение нотариальных действий, участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству, оказание содействия национально-культурному развитию народов РФ и т. д. Вероятно, это и есть тот закрытый перечень полномочия, по которым органы местного самоуправления вправе выполнять решения соответствующего представительными органами местного самоуправления. При этом важно помнить, что местное законодательство не должно противоречить федеральному.

Проблема заключается в том, что некоторые вопросы, не отнесенные к вопросам местного значения, относятся к исключительному ведению РФ. Например, право органов местного самоуправления на реализацию мероприятий в сфере межнациональных отношений нормативными актами. Согласно ст. 71 Конституции РФ защита прав национальных меньшинств относится к исключительному ведению РФ. Также ФЗ от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" содержит 13 функций органов местного самоуправления в области обороны. Однако согласно ФЗ от 06.10. 2003 N 131 "Об общих принципах..." вопросы обороны не являются вопросами местного значения, а являются предметами ведения РФ. Часть 2 ст. 7 Закона об обороне допускает наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области обороны, однако, Федеральных законов, передающих полномочия в области обороны на муниципальный уровень, не принято.

Изучение федерального законодательства показало, что органы местного самоуправления вправе участвовать в решении и иных вопросов, не вошедших в перечень вопросов местного значения. Например, ст. 35 ФЗ от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" закрепляет право органов местного самоуправления на осуществление поддержки садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, не являющееся ни вопросом местного значения, ни отдельным передаваемым государственным полномочием.

Существуют и общеобязательные передаваемые полномочия, которые носят неопределенный срок и общеобязательны для всех муниципальных образований. Например, Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" в ст. 5 закрепляет перечень полномочий органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования. Такой общеобязательный характер носят и нормы в области жилищных, земельных, культурных, образовательных отношений, дорожной деятельности.

Процесс наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями должен быть сбалансирован и построен на отношениях сотрудничества. Для этого необходимо:

  1. Закрепить круг государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления;
  2. Федеральным законом передать полномочия, которые должны исполняться муниципальными образованиями на всей территории РФ либо конкретными муниципальным образованиями в силу их особого статуса (наукограды, закрытые административно-территориальные образования);
  3. Ввести следующие нормы: выдвижение инициативы о наделении отдельными государственными полномочиями; основания и порядок отказа органа местного самоуправления от исполнения полномочия; формы контроля за исполнением передаваемых полномочий; государственные гарантии органам местного самоуправления, исполняющим отдельные государственные полномочия; виды ответственности органов местного самоуправления за неисполнение или ненадлежащее исполнение полномочий, порядок привлечения к ответственности.
  4. Соблюдать принципы эффективности и экономии (должны учитываться особенности и возможности органов местной власти: должны обладать достаточными ресурсами для осуществления передаваемых полномочий).
  5. Проблема полномочий и ответственности органов местного самоуправления Российской Федерации.
  6. Ключевой проблемой распределения полномочий органов местного самоуправления в России является низкий уровень их субъектности и пренебрежение принципом субсидиарности. Современная система законодательства о местном самоуправлении в РФ нуждается в совершенствовании на основе укрепления правовой, финансовой, материальной, административной самостоятельности местного самоуправления, использования успешных зарубежных практик административно-территориального устройства. К неотложным проблемам, которые требуют решения, следует отнести: 1) усиление государственного контроля за соответствием Конституции и законам РФ решений органов местного самоуправления; 2) создание соответствующих материальных условия для осуществления органами местного самоуправления делегированных полномочий; 3) разграничение полномочий в системе органов местного самоуправления и органов государственной власти на различных уровнях административно-территориального устройства по принципу субсидиарности. Рациональное распределение полномочий и ответственности между органами государственной власти и органами местного самоуправления требует надлежащего кадрового обеспечения. Полномочия органов местного самоуправления по сей день остаются ограниченными, без четкого распределения. Процесс становления системы местного самоуправления в России показал всю сложность эффективного распределения ответственности между государственными органами и муниципальными образованиями.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Государственная власть в РФ остается централизованной, в органы местного самоуправления до сих пор не стали полноценным субъектом территориального развития и представителем интересов соответствующих территориальных общин. Полномочия органов местного самоуправления по сей день остаются ограниченными, без четкого распределения. Процесс становления системы местного самоуправления в России показал всю сложность эффективного распределения ответственности между государственными органами и муниципальными образованиями.


Список использованной литературы

  1. Нормативные и правовые акты и иные официальные документы
  1. Конституция Российской Федерации
  2. Федеральный закон N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации
  1. Литература
  1. Проблемы развития местного самоуправления в РФ // Энциклопедия Нестеровых [Электронный ресурс] / odiplom.ru — Режим доступа: https://odiplom.ru/lab/problemy-razvitiya-msu.html
  2. Копылова, С. Н. Проблемы местного самоуправления в Российской Федерации / С. Н. Копылова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 38 (380). — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/archive/380/84095/ (дата обращения: 04.04.2022).
  3. Гусенбеков И. И. Некоторые аспекты взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти’ субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. 2016. № 6. С. 45–54.
  4. Пленкин В. А. Проблемы разграничения компетенции органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере обеспечения прав граждан на охрану здоровья // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 9. С. 18.
0
No votes yet