Стили коммуникации и коммуникационные барьеры

Пятилетова Софья Евгеньевна
ЧОУ ВО «Сибирский юридический университет», г. Омск

Каждый день мы общаемся с разными людьми. И каждый из нас замечал, что с одними людьми мы легко находим общий язык и понимание, а с другими в процессе общения испытываем трудности. Это является следствием того, что у каждого человека свой стиль общения.
Стиль общения — это то, как человек взаимодействует с другими людьми.
Характеристиками стиля общения являются открытость человека для других членов организации и адекватность обратной связи (как часто и насколько открыто человек выражает свою оценку действий коллег).
Сочетание этих характеристик приводит к следующим типам стиля общения [7, c. 216]:
— Если обе характеристики оцениваются как низкие, то стиль можно определить как "замкнутый";
— Стиль "открытия себя" характеризуется высокой открытостью и низкой адекватностью обратной связи;
— Стиль "реализации себя" соответствует высоким оценкам обеих характеристик, поэтому он наиболее предпочтителен в общении, хотя и имеет ограничения;
— стиль "защиты себя" подразумевает, что индивид часто и охотно высказывает свое мнение о себе, своих действиях и поведении другим, но сам остается достаточно закрытым;
— стиль "компромисс" наблюдается, когда индивид открыт только в том случае и в той степени, в какой открыты другие члены организации.
Трудности в общении можно устранить, овладев навыками конструктивного общения, преодолевая различные коммуникативные барьеры.
Коммуникативные барьеры — это психологические препятствия, возникающие на пути передачи адекватной информации.
Существует два типа коммуникационных барьеров [5, c. 460]:
1) межличностные;
2) организационные.
К межличностным барьерам относятся:
— барьеры восприятия;
— семантические барьеры;
— невербальные барьеры;
— барьеры, возникающие при плохом слушании;
— барьеры, возникающие из-за плохой обратной связи.
Барьер восприятия: люди реагируют не на события, которые происходят на самом деле, а на то, что воспринимается как происходящее. Это происходит из-за избирательного внимания, памяти и связанного с этим искажения воспринимаемой информации [6, c. 352].
Семантические барьеры: словарный запас человека может стать причиной недопонимания.
К невербальным барьерам коммуникаций относят:
визуальные барьеры (особенности телосложения, походка, движение рук, ног и т. д., поза и смена поз, визуальный контакт, кожные реакции, психологическая дистанция);
акустические барьеры (интонация, тембр, темп, громкость, высота звука, речевые паузы и др.);
тактильная чувствительность (рукопожатия, похлопывания, поцелуи и др.);
ольфакторные барьеры (запахи).
Барьеры неэффективного слушания возникают, когда человек не может точно усвоить полученную информацию.
Барьером для эффективного межличностного общения может стать отсутствие обратной связи. Обратная связь важна, поскольку она дает возможность убедиться в том, что сообщение было воспринято правильно.
Организационные барьеры - коммуникационные помехи, обусловленные характеристиками любой организации: числом звеньев и ступеней управления, типом взаимосвязей между ними, распределением прав, обязанностей и ответственности в системе управления.
Психологи советуют больше общаться,налаживать коммуникационные связи, разрушать барьеры, которые препятствуют общению.


Список литературы

  1. Жеребило Т. В. Словарь лингвистических терминов. – 5-е изд., испр. и доп. – Назрань: Пилигрим, 2018. – 486 с.
  2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2019. – 702 с.
  3. Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред. проф. М. А. Василика. М.: Гардарики, 2015. – 615 с.
  4. Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Коммуникативная эффективность делового общения: Монография. – 2-е изд. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2016. – 169 с.
  5. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учеб. пособие. - СПб.: Михайлов, 2018. – 460 с.
  6. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. – 3-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 2018. – 352 с.
  7. Формановская Н.И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход: Монография. – М.: Русский язык, 2018. – 216 с.
0
No votes yet