Сравнительно-правовой анализ дистанционного труда государств-участников ЕАЭС

Ярославцева Полина Витальевна
ЧОУ ВО «Сибирский юридический университет», г. Омск

На постсоветском пространстве при построении Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) перед государствами-участниками стоит задача создать международные нормы по регулированию труда и гармонизации национального законодательства о труде, в целях обеспечения свободы движения рабочей силы.

Трудовой кодекс Республики Армения от 14 декабря 2004 г. № ЗР-124 [1] и Трудовой кодекс Кыргызской Республики от 4 августа 2004 г. № 106 [2] не определяют особенностей формы дистанционного труда, регулирование осуществляется по нормам для надомного труда.

Первым государством-участником ЕАЭС, урегулировавшим дистанционную работу, стала Республика Казахстан [3, с. 41]. Законом Республики Казахстан от 17 февраля 2012 г. № 566-IV Трудовой кодекс Республики Казахстан (далее — ТК РК) [4] был дополнен главой 23-1 «Особенности регулирования труда работников, занятых на дистанционной работе».

В ч. 1 ст. 138 ТК РК дистанционная работа определяется как особая форма осуществления трудового процесса вне места расположения работодателя с применением в процессе работы информационно-коммуникационных технологий. Дистанционная работа осуществляется на постоянной основе вне места расположения работодателя. Он обязан предоставить работнику средства коммуникации (средства связи), а также нести расходы по их установке и обслуживанию. Если работник использует свои средства связи, то работодателем выплачивается компенсация. По соглашению с работником устанавливаются размер и порядок ее выплаты. По соглашению сторон дистанционному работнику могут возмещаться иные расходы, связанные с выполнением работы для работодателя (стоимость электроэнергии, воды и другие расходы). Стоит отметить, что ч. 3 ст. 138 ТК РК предусмотрено установление фиксированного учета рабочего времени, особенности контроля за которым определяется в трудовом договоре. Частью 4 ст. 138 ТК РК закреплена норма о том, что актом работодателя определяется порядок соблюдения работниками требований по безопасности и охране труда, а также по обеспечению безопасного выполнения трудовых обязанностей.

В отличие от ТК РК в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее — ТК РФ) не содержится нормы о фиксированном учете рабочего времени. Согласно ТК РФ, если иное не предусмотрено нормативным актом, трудовым договором, дополнительным соглашением к трудовому договору, режим рабочего времени дистанционным работником устанавливается самостоятельно. В Российской Федерации работодатель может учитывать необходимость соблюдения временных рамок, в которые должна выполняться трудовая функция, и в зависимости от этого предлагать рабочий график при удаленном контроле с учетом часового пояса работника.

Законом Республики Беларусь от 18 июля 2019 г. № 219-З «Об изменении законов» в Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее — ТК РБ) [5] введена глава 25.1 «Особенности регулирования труда работников, осуществляющих дистанционную работу».

Дистанционная работа — это работа, которую работник выполняет вне места нахождения нанимателя с использованием для выполнения этой работы и осуществления взаимодействия с нанимателем информационно-коммуникационных технологий (ст. 307.1 ТК РБ).

Особенности правового регулирования дистанционного труда в Республике Беларусь: заключение трудового договора допускается только при личном присутствии работника; в иных случаях, которые не требуют ознакомления работника под подпись, могут направляться путем обмена файлами с текстами документов в электронном виде. Место заключения трудового договора является местонахождение нанимателя (ст. 307.2 ТК РБ). В трудовом договоре обязательно указывается, что работа является дистанционной. Условия обмена между нанимателем и работником электронными документами или сообщениями в электронном виде (в том числе СМС-сообщениями, файлами и записями), содержащими письменные задания, иную информацию для исполнения трудовых обязанностей определяются трудовым договором (ст. 307.2 ТК РБ); дополнительные соглашения об изменении определенных сторонами условий трудового договора могут заключаться путем обмена электронными документами либо при личном присутствии работника (ст. 307.2 ТК РБ). Наниматель обязан ознакомить работника с требованиями по охране труда при работе с оборудованием и средствами, предоставленными или рекомендованными нанимателем. Иные обязанности нанимателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда также могут быть предусмотрены в трудовом договоре (ст. 307.3 ТК РБ). Режим рабочего времени и времени отдыха работника устанавливается по согласованию с нанимателем трудовым договором либо определяется работником самостоятельно, что указывается в трудовом договоре. Организация учета рабочего времени и времени отдыха, необходимость предоставления перерывов в течение рабочего дня определяются трудовым договором (ст. 307.4 ТК РБ). Порядок предоставления отпусков определяется в соответствии с ТК РБ (ст. 307.4 ТК РБ). Ознакомление работника с приказом нанимателя о прекращении трудового договора осуществляется путем обмена электронными документами либо при личном присутствии работника. (ст. 307.5 ТК РБ).

По ТК РБ условия обмена электронными документами или сообщениями в электронном виде определяются трудовым договором. Стоит отметить, что ТК РБ не закреплена обязанность работника подтверждать получение документации, т. е. такое положение в трудовом договоре может отсутствовать. Нет закрепленных положений об обязанности при осуществлении обмена такими документами подтверждать их усиленной квалифицированной электронной подписью. Все это значительно упрощает обмен документами, заданиями, выполненными требованиями и отчетами между работником и работодателем, позволяет эффективнее выполнять поставленные задачи, но может поставить под сомнение автора и отправителя такой документации.

Проведенный сравнительно-правовой анализ законодательства, регулирующего труд дистанционных работников стран ЕАЭС, позволяет сделать следующие выводы:

  1. В трудовом законодательстве трех стран-участниц ЕАЭС из пяти (Казахстан, Белоруссия, Россия) имеются положения о дистанционной работе.
  2. Нормы о дистанционной работе в Трудовых кодексах Казахстана, России и Белоруссии входят в состав специальной части наряду с особенностями правового регулирования отдельных категорий работников. Используется термин «дистанционная работа».
  3. Дистанционная работа рассматривается не как подвид надомничества, а как самостоятельное правовое явление.
  4. Трудовое законодательство трех государств содержит сопоставимый набор положений о дистанционной работе и регулирования процедурных моментов.

Трудовая деятельность трудящихся государств-членов ЕАЭС регулируется ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе [6]. Пунктом 1 ст. 97 предусматривается право работодателей и (или) заказчиков работ (услуг) государства-члена привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получения разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.

Исследователи вопроса регулирования труда дистанционных работников подчеркивают недопустимость бездумного копирования иностранных норм и о необходимости учитывать сложившиеся правовые традиции и институты, особенности национального менталитета [3, с. 44]. В качестве одного из направлений совершенствования российского законодательства с учетом опыта зарубежных стран ученые предполагают «введение понятия полной и частичной дистанционной занятости» [7, с. 570]. Опыт зарубежных компаний по обеспечению прав дистанционных работников на охрану труда в части разработки локальных нормативных актов, дистанционных инструктажей и проверки знаний сотрудников может быть использован и в российской практике.


Список литературы:

  1. Трудовой кодекс Республики Армения от 14 декабря 2004 г. № ЗР-124 [Электронный ресурс]. URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=8660 (дата обращения: 28.11.2020).
  2. Трудовой кодекс Кыргызской Республики от 4 августа 2004 г. № 106 [Электронный ресурс]. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/1505 (дата обращения: 28.11.2020).
  3. Шуралева С. В. Дистанционная работа: сравнительный анализ законодательства государств-участников ЕАЭС (часть 1) // Трудовое право в России и за рубежом. 2019. — № 4. — С. 41–44.
  4. Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 г. № 414-Vб [Электронный ресурс]. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=39493545#pos=5;-106 (дата обращения: 29.11.2020).
  5. Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296-3 [Электронный ресурс]. URL: https://kodeksy-by.com/trudovoj_kodeks_rb.htm (дата обращения: 06.12.2020).
  6. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в Астане 29 мая 2014 г.). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  7. Кожевников О. А., Чудиновских М. В. Регулирование дистанционных работников в России и за рубежом // Вестник Санкт-Петербургского университета. — Право. — 2020. — Т. 11. — Вып. 3. — С. 570.
0
No votes yet