Сход граждан как институт муниципального права

Беляева Кристина Анатольевна
Омская академия Министерства Внутренних Дел Российской Федерации
Научный руководитель: 
Кошелев Евгений Викторович, доцент кафедры конституционного и международного права,ОмА МВД

Местное самоуправление связывает между собой государство и гражданское общество,это выражается в  том,что местное самоуправление дозволяет гражданам самостоятельно решать вопросы местного значения.

Актуальность данной проблемы заключается в реальном осуществлении прав граждан через такой институт как сход граждан и в реальном решении вопросов ,которые были приняты на сходе граждан полномочными на то органами.

В Конституции РФ говорится ,что местное самоуправление осуществляется гражданами путем выборов,референдума,других форм волеизъявления ,через выборные и другие органы местного самоуправления.Если народ осуществлянт свою власть через органы государственной власти и органы местного самоуправления,то можно отметить,что в данном случае мы можем говорить о двух формах демократии:непосредственной и представительной.

Муниципальная демократия ,предполагает сближение непосредственных и представительных форм ,что можно хорошо проследить на институте схода граждан. В настоящее время существует такое понятие как «виртуальная демократия».Информационные технологии упрощают и играют важную функцию для сходов граждан.Через информационные технологии люди обладают болшей информативностью в своем поселении ,какие проблемы есть на данной территории и т.д..

Для населения сход граждан всегда играл важную роль. Очень долгое время на нем население решало все наболевшие вопросы ,связанные с улучшением местности и жизни,но со временем местное самоуправление стало само решать эти задачи без участия граждан.Таким образом,можно сказать ,что сход граждан как форма осуществления народом власти был забыт и долгое время не применялся.Сейчас государство пытается возобновить практику сходов граждан ,для это совершаюся определенные действия для возобновления,например сход граждан получил нормативное закрепление в законодательстве.

В федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. уточняется, что одной из важнейших форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления, является сход граждан.

Анализирую особенности института схода граждан, мы раскроем сущность и значение данного института.

Хотелось бы отметить, что вступивший в законную силу ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» развел два понятия «собрания граждан» и «сход граждан», но также нужно сказать о том, что в нем закрепились два вида схода граждан:

1) сход граждан, который осуществляет в малочисленных поселениях функции представительного органа муниципального образования

2) сход граждан, где население самостоятельно решает отдельно взятые вопросы местного значения

Сход граждан, который осуществляется в малочисленных поселениях, выступает в качестве института публичной власти, но, не заменяет собой исполнительно-распорядительный орган муниципального образования. Так, в  пункте 1 части 2 статьи 36 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «в поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации»

В федеральном законе № 25-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплена норма, которая регламентирует, когда и с какой целью должен проходить сход граждан в поселении с численностью жителей, обладающих правом избирать, не более 100 человек. Следуя из этой нормы, можно сделать вывод о том, что в таких поселениях сход граждан является обязательной процедурой.

Но если говорить уже про численность населения 100 и более 300 человек, то законодатель уже уточняет, что в соответствии с уставом муниципального образования может проводиться сход граждан, но он не является обязательным. Таким образом, можно сказать, что обязательность или наоборот ее отсутствие зависит от численности населения, проживающего в данном поселении. Также обязательным условием является обязательность правомочного схода граждан является участие более половины жителей поселения.

Необходимо сказать о закрепленных в законе последовательностях процессуальных действий для организации и проведения схода граждан:

1) инициативу граждан организовать сход и сбор подписей в поддержку его проведения;

2) принятие решения главы муниципального образования о проведении схода граждан;

3) организация и проведение схода граждан.

Когда все необходимые документы будут собраны, то в течении 10 дней глава муниципального образования решает вопрос о проведении схода граждан. Если же глава муниципального образования не сможет принять в данные сроки решение, то оно будет уже приниматься судом.

Глава муниципального образования создает указ, в котором должна быть указана такая информация: сам вопрос, который будет доводиться до граждан, время и место схода, информация об организаторе, это структурное подразделение органа муниципального образования. Структурное подразделение муниципального образования формирует списки граждан, которые обладают избирательными правами, подготавливает материалы для граждан, уведомляет население через СМИ или другими иными способами.

Председатель схода граждан организовывает сход, ведет порядок, следит за работой счетной комиссии, обеспечивает чистоту голосования, после чего составляется протокол. Решения, которые были приняты обладают высшей юридической силой, прямым влиянием и применяются на все территории поселения.

Можно сделать вывод о том, что сход граждан является значимой формой непосредственного осуществления участия граждан в местном самоуправлении. Сход граждан предоставляет право коллективного обсуждения и решение каких-то споров местного значения, значимую роль играет то, что население проявляет инициативность в тех муниципальных образованиях, в которых они проживают и пытаются приспособить данную территорию для комфортного проживания на ней.

Но нужно также отметить, что и у данного института, разумеется, есть проблемы. Власти формально относятся к данному институту. Для власти, сход граждан является способом создания видимости взаимоотношений между главами поселений и народом. Не всегда бывает так, что сразу после схода граждан и формирования протокола, главы стремятся выполнить, что обещали или разобраться в чем-то. Зачастую вопросы, поднятые гражданами, теряются. Результаты принятия решения их количество и качество хромает, но также это и отражается на отношении граждан со стороны чиновников. Вследствие чего граждане разочаровываются в тех, кого они сами выбирали, так как они от них не видят реальной помощи в решении каких-либо значимых проблем.

5
Average: 5 (1 vote)