Участие прокурора в гражданском судопроизводстве в последнее время подвергается критике не только европейскими, но и российскими юристами. В то же время данный вид участия прокурора в процессе представляется одной из наиболее важных черт прокуратуры и абсолютно соответствует специфике социо-культурного развития нашей страны.
По мнению Д. Я. Малешина, в российском обществе в течение всего периода его совершенствования преимущество отдавалось не индивидуальным, а коллективным ценностям [4]. Оттого цель гражданского судопроизводства состоит не только в разрешении спора между сторонами процесса, но и обеспечение общественных интересов. Прокурор всегда выступал в гражданском процессе как представитель общественных интересов, даже если присутствовала частно-правовая заинтересованность.
Участие прокурора в уголовном судопроизводстве, а также защита им общественных интересов являются его неотъемлемой и традиционной функцией, в противовес защиты частных интересов лиц, права и законные интересы которых нарушены. Исходя из этого тезиса, по мнению Г. А. Жилина, прокурор не должен участвовать в гражданском судопроизводстве [2]. Большое количество ученых и политиков не поддерживают эту точку зрения, тем самым сводят научную дискуссию к вопросу об основаниях и пределах участия прокурора в процессе.
Некоторые авторы рассматривают государство как необходимый и целесообразный способ поддержания естественного права через его позитивное правовое провозглашение и вменение, то есть в данном случае речь идет не только о существовании некоторых правил поведения участников правоотношений, но и об их обеспечении силой авторитетной власти государства.
При рассмотрении вопроса об участии прокурора в гражданском судопроизводстве необходимо учитывать и другие основания такого участия. Так, А. Г. Коваленко акцентирует свое внимание на том, что «помимо чисто правового механизма реализации процессуальных норм существуют также и социально-психологические механизмы», влияющие на принятое судом решение [3]. Исключение субъективных факторов, которые связаны с особенностями восприятия правоотношений исключительно одним лицом или при любых упущениях в оценке рассматриваемых спорных отношений, а также стремление к объективному судебному разбирательству представляют собой существенные причины, которые объясняют необходимость участия как прокурора, так и государственных органов в гражданском судопроизводстве.
Основным принципом, который определяет возможность участия прокурора в гражданском судопроизводстве, является наличие общественного (публичного) интереса.
Публичность обусловливает устремленность права на достижение определенной цели и является обязательной для отдельных лиц и отношений, путем установления определенных правил поведения или предписаний, обязывая действовать в интересах групп или конкретных лиц. А участие прокурора в гражданском судопроизводстве - это внешнее выражение заинтересованности государства и общества в разрешении того или иного спора. На это указал Р. Е. Гукасян, пояснив, что «прокурор участвует в процессе в целях защиты государственных и общественных интересов, прав и свобод граждан» [1]. Он также акцентировал свое внимание на том, что заинтересованность прокурора в участии в процессе следует из его компетенции, а также является, по своему содержанию, государственным, при этом не носит всеобъемлющего характера, а ориентирован лишь на реализацию одной государственной функции - надзора за соблюдением законности.
Неизбежность участия прокурора в делах по защите общественных интересов вызвана тем, что в обществе всегда существуют факторы, приводящие к асимметрии в его совершенствовании: «Естественная асимметрия на определенном этапе развития общества перерастает в социальную и дополняется последней. Это может привести к конфронтации между различными слоями общества» [5]. Для того чтобы не допустить такого противостояния в правовой сфере, которое приводит к получению односторонних преимуществ одних субъектов над другими, необходимо иметь рычаги государственного воздействия на процессы, которые происходят в обществе. Одним из таких правовых средств воздействия является возможность участия прокурора в гражданских делах в целях защиты общественных и государственных интересов, под которыми следует понимать социальные цели и идеалы, выработанные или подразумеваемые обществом, закрепленные в общих принципах права.
Следовательно, прокурор, участвуя в гражданском судопроизводстве, действует от имени государства, гарантирующего защиту основных прав и свобод человека и гражданина. Рассматривая в совокупности статьи 45 и 48 Конституции Российской Федерации, можно прийти к выводу, что данная форма государственной правовой помощи должна предоставляться по отдельным социально значимым делам, в которых государство не может отказаться от участия в силу их социальной значимости. Именно социальная значимость дела всегда определяла необходимость участия в ней государства, в том числе и через судебную помощь лицам, нуждающимся в ней.
Библиографический список:
- Гукасян Р.Е. Избранные труды по гражданскому процессу. М.: Проспект. 2008. С. 344
- Жилин Г. А. Цели гражданского судопроизводства и их реализация в суде первой инстанции. М., 2000. С. 214.
- Коваленко А. Г. Институт доказывания в гражданском и арбитражном судопроизводстве. М., 2004. С. 125.
- Малешин, Д. Я. Методология гражданского процессуального права. М., 2010. С. 104.
- Чиркин В. Е. Публичная власть. М., 2005. С. 12.