Роль полиции как органа публичной власти в обеспечении прав и свобод человека и гражданина

Кондратова Валерия Алексеевна
Сибирский юридический институт МВД России, г. Красноярск

Одной из тем, не теряющих своей актуальности, выступает изучение вопросов обеспечения прав и свобод человека. В статье 2 Конституции РФ закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства[1]. Особое место в данном вопросе занимают органы публичной власти, которые способны воздействовать на население страны в какой-либо из сфер общественной жизни для осуществления государственной политики.

В качестве одного из органов публичной власти выступает полиция, назначением которой, в том числе, выступает и защита прав и свобод человека (ст. 1 ФЗ «О полиции»[2]). Помимо обозначенного, в качестве одного из ключевых принципов полиции является осуществление деятельности на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина (ст. 5 ФЗ «О полиции»).

Структуру полиции составляют различные подразделения, на которые возложен круг определенных обязанностей. Непосредственно права и свободы человека обеспечиваются подразделениями полиции посредством выполнения следующих из них:

  • обеспечение безопасности и общественного порядка;
  • оказание помощи лицам, пострадавшим от противоправных деяний;
  •  предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений;
  • проведение профилактических мероприятий;
  • осуществление защиты лиц и др.

В некоторых случаях права и свободы человека могут существенно ограничиваться. Так, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ устанавливается, что права и свободы могут быть ограничены только федеральным законом, причем это возможно только в той мере, в какой это необходимо для защиты законных интересов других лиц. Наличие подобных ограничений не противоречит и общеобязательным международным актам. Например, ст. 12 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) и ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.) допускают возможность вмешательства государства в лице его правоохранительных органов в сферу прав человека в соответствии с законодательством страны и в целях борьбы с преступностью.

Полиция выступает органом, на который такое право распространяется, однако, с присутствием некоторых оговорок. Согласно ч. 2 с. 5 ФЗ «О полиции», ограничение прав и свобод возможно только до момента достижения законной цели осуществляемой деятельности или же до момента выяснения, что такая цель может быть достигнута без подобного ограничения.

Несмотря на обозначенное, в практике имеют место быть случаи, когда происходит незаконное ограничение и нарушение прав и свобод человека сотрудниками полиции в рамках осуществления деятельности. Так, в последнее время наблюдается рост случаев превышения сотрудниками полиции своих служебных полномочий. Подобные факты выявляются в связи с различными ситуациями: получение нужных показаний от задержанного, корыстный интересов и т.д. Следственный комитет РФ привел статистические данные, согласно которым за прошедшее десятилетие на 40% увеличилось количество случаев привлечения сотрудников органов внутренних дел за превышение должностных полномочий[3].

В качестве примера можно привести следующую ситуацию. Так, сотрудник полиции был признан виновным в превышении должностных полномочий, что в свою очередь выразилось в ранении потерпевшего. Суд отметил, что названными действиями подсудимого были нарушены права и законные интересы гражданина, так как последнему был причинен вред здоровью[4].

Обозначенное в свою очередь является недопустимым, так как в обязанности сотрудников полиции входит прежде всего защита прав и свобод, а также противодействие преступности, а не её подкрепление. Сотрудники полиции призваны обеспечивать безопасность как личности, так и всего населения в целом, защищать имущественные и неимущественные права человека.

Констатируя вышесказанное, необходимо отметить следующее. Полиция как орган публичной власти обладает неотъемлемой ролью в области обеспечения прав и свобод человека, что подтверждается закреплением на законодательном уровне соответствующих целей, принципов и обязанностей. При этом, для обеспечения прав и свобод человека недостаточно лишь одного наличия рассмотренных правовых норм. Необходимо их подкрепление правомерными действиями как руководства, так и самих сотрудников полиции. Требуется создание таких условий, при которых будет происходить функциональное улучшение деятельности полиции, в связи с чем представляется необходимым более тщательный отбор сотрудников, в том числе путем использования различных психологический тестирований. Положительным аспектом будет и улучшение первоначальной подготовки сотрудников, в рамках которой необходимо сделать акцент на недопустимость нарушения прав и свобод человека при осуществлении обозначенного рода деятельности.


Список литературы:

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС КонсультатПлюс.
  2. Лоос Е.В. Ответственность сотрудников полиции за превышение должностных полномочий с применением насилия // Алтайский юридический вестник. 2020. №3. С. 76-80.
  3. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
  4. Приговор № 1-27/2016 от 11 мая 2016 г. по делу № 1-27/2016 // URL: https://sudact.ru/

[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС КонсультатПлюс.

[2] Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

[3] Лоос Е.В. Ответственность сотрудников полиции за превышение должностных полномочий с применением насилия // Алтайский юридический вестник. [2020, №3, с. 76-80].

[4] Приговор № 1-27/2016 от 11 мая 2016 г. по делу № 1-27/2016 // URL: https://sudact.ru/

0
No votes yet