Роль обязательного пенсионного страхования в Росийской Федерации

Калинкина Яна Игоревна
ЧОУ ВО «Сибирский юридический университет», г. Омск

Эффективность социальной политики государства во многом отражается с помощью уровня пенсионного обеспечения граждан. Пенсионное страхование является необходимым и обязательным социальным институтом в Российской Федерации. Основная цель пенсионной системы Российской Федерации – сохранить привычный для застрахованного лица уровень жизни после наступления страхового случая, обеспечить более высокий уровень жизни по сравнению с гражданами, которые не участвовали в наращивании доходов страны.

Основные выплаты, которые осуществляются Пенсионным фондом России, связаны с обязательным пенсионным страхованием в Российской Федерации: страховая пенсия по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца [8, с. 157]. Но вопрос в том, выполняется ли современных условиях вышеупомянутая цель на практике и в полном ли объеме? Для этого обратимся к Годовому отчету Пенсионного Фонда России: среднегодовой размер страховой пенсии по старости на 2017 год – 14,4 тыс. рублей, или 165,2% прожиточного минимума пенсионера, что крайне мало, однако, в документе отдельно не прописывается средний размер страховой пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца. У большинства пенсионеров данный вид пенсии в разы меньше, а если быть точнее, то немного выше средней социальной пенсии - 9.1 тыс. рублей [5].

В «Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года» говорится о том, что коэффициент замещения прежнего заработка в 2007 году составлял 25 %, в 2012 году увеличился до 36,8 %, а к 2030 году коэффициент замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка будет постоянно понижаться и составит 24,9 % [4]. Это может свидетельствовать о неисполнении одного из системообразующих принципов системы социального страхования, значит пенсионного в том числе, а именно принципа определения особо значимых страховых выплат с учетом трудового вклада и достигнутого заработка работника. Это ведет к тому, что если не будет предпринято радикальных изменений в пенсионной системе, то существует большая вероятность того, что сохранится существующий уровень пенсионного обеспечения, а возможно, ситуация будет в дальнейшем только ухудшаться в связи с дефицитом бюджета Пенсионного Фонда России [7].

Страховая пенсия – ежемесячная и пожизненная выплата денежных средств, которая назначается лицу для компенсации заработной платы или иного дохода, который имел место в период трудовой деятельности. Это может быть страховая пенсия по старости или же по инвалидности. Пенсия по потере кормильца назначается для компенсации дохода, который утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованного лица в связи с его смертью. Право на страховую пенсию не наступает только лишь при достижении определенного пенсионного возраста. В настоящее время данное право возникает при одновременном наступлении трех условий, а именно:

  1. достижение пенсионного возраста – 60 лет для женщин, 65 лет для мужчин;
  2. величина индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 за весь период трудовой деятельности;
  3. наличие страхового стажа – не менее 15 лет [2].

Отметим, что в Российской Федерации кардинальные реформы обязательного пенсионного страхования происходят очень часто (2002 г., 2015 г., 2019 г.), что не позволяет гражданам сориентироваться и смоделировать свой пенсионный план, а это крайне плохо влияет как на сами права, так и на размер пенсии, а также на доверие граждан к этой системе.

25 сентября 2015 года члены ООН приняли Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Она содержит ряд целей, которые направлены на ликвидацию нищеты, сохранение ресурсов планеты и обеспечения благополучия для всех. Каждая из 17 Целей содержит ряд показателей, которые должны быть достигнуты в течение 15 лет [6]. Важно отметить, что эта повестка универсальна и касается всех стран. Прошло практически шесть лет. Мы можем наблюдать резкое снижение численности работающих пенсионеров. Каким бы ни был уровень пенсионного обеспечения, он всегда будет ниже уровня доходов, вышедших на пенсию, граждан, которые продолжают трудовую деятельность. Таким образом, среди граждан существует объективная заинтересованность, если позволяет состояние здоровья, в продолжении посильной трудовой деятельности. При этом ни в кем случае не должно быть экономического принуждения к продолжению или возобновлению трудовой деятельности после выхода граждан на заслуженный отдых во вред собственному здоровью.

Ещё одним элементом обязательного пенсионного страхования, помимо страховых пенсий, является накопительная пенсия. 6% от общего тарифа страхового взноса 22% могли отчисляться, по выбору застрахованного лица, в негосударственный пенсионный фонд с целью увеличения своей будущей пенсии посредством инвестирования. Однако, с 2014 до 2023 года на формирование накопительной пенсии наложен мораторий [3], опять же из-за дефицита бюджета Пенсионного Фонда России.

Тем не менее, для тех граждан, кто успел сформировать накопления, есть гарантии. В 2014 году вступил в силу Федеральный закон № 422-ФЗ от 28.12.2013 года «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» [1]. В целях обеспечения сохранности пенсионных накоплений была создана двухуровневая система гарантирования прав застрахованных лиц. К первому уровню относится Резерв по обязательному пенсионному страхованию; а ко второму - Фонд гарантирования пенсионных накоплений.

Безусловно, на наш взгляд, о будущей пенсии нужно задумываться смолоду, а также участвовать самому достаточно активно в ее формировании. Ведь это напрямую влияет на возможность сделать свою пенсию достойной. В России на сегодняшний день не сформирована подлинная система пенсионного страхования, которая соответствовала бы фундаментальным принципам и сущности института социального страхования, а также отвечающая интересам застрахованных лиц. Основной проблемой все также остается недопустимо низкий уровень пенсионного обеспечения застрахованных лиц и по факту отсутствие накопительного элемента. Существуют проблемы также в финансовой части, которые приводят к сокращению объема поступлений во внебюджетный фонд. В итоге это ведет к формированию дефицита Пенсионного фонда России и, как следствие, к снижению пенсионных прав граждан.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный закон «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» от 28.12.2013 г. № 422 – ФЗ (ред. от 16.10.2019) // Собрание законодательства РФ.

2. Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 24.02.2021) // www.consultant.ru  (дата обращения: 10.04.2020).

3. Федеральный закон от 4 декабря 2013 года № 351-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения» (ред. от 08.12.2020 № 405-ФЗ) // www.consultant.ru (дата обращения: 10.04.2020).

4. Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2018 № 2524-р (ред. от 24.10.2018) «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации» // www.consultant.ru (дата обращения: 10.04.2020).

5. Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации. Годовой отчет 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pfr.gov.ru/files/id/press_center/godovoi_otchet/Pension-fund-Annual-report-2018.pdf  (дата обращения: 09.04.2020).

6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.rosstat.gov.ru  (дата обращения: 10.04.2020).  - тут ссылку тоже на конкретную страницу, не на сайт

7. Дефицит бюджета ПФР в 2021 году побьет пятилетний рекорд [Электронный ресурс] // Коммерсант. – Режим доступа:  https://www.kommersant.ru/doc/4492519 (дата обращения: 10.04.2020).

8. Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения: учебник для вузов – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 449 с.

0
No votes yet