Роль английского языка в межкультурной коммуникации

Демченко Юлия Вадимовна
ФГБОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского», Омск

Межкультурная компетентность – совокупность знаний, навыков, умений, общая для всех участников диалога, необходимая для их взаимопонимания, в процессе межкультурной коммуникации. [1]

В процессе своего развития человек, без сомнений, расширяет свой круг общения. В следствие глобализации мира и интеграции индивида в мировое общество, для продуктивного общения необходимо слушать, слышать и, конечно, понимать друг друга. Ключом к хорошему пониманию друг друга служат психологическая восприимчивость, знания культуры и, главное, языка. С каждым годом разные СМИ все больше и больше говорят о необходимости владения хотя бы одним иностранным языком. Это помогает не только в интеллектуальном развитии (например, тренировка памяти), но и в личностном (изучение нового материала, требует немало усилий), культурном (язык – отражение истории его носителя). Мы не говорим сейчас о совершенном владении, а скорее об уровне знания языка, который позволил выражать хотя бы элементарные мысли, для того чтобы донести до твоего собеседника основную мысль твоего сообщения. Межкультурная компетентность – это то, чем на, мой взгляд, должен обладать каждый человек, желающий продуктивно общаться с жителями других стран. Язык – это средство передачи информации. Вот почему он просто необходим для любого общения. Если мы говорим о межкультурной коммуникации, то существуют международные языки. Это периодически дополняющийся список языков, на которых разговаривает большое количество людей планеты.

Английский язык – не только международный, но и официальный язык ООН, одной из главных организаций мира. Он проник почти в каждый уголок мира, любой человек знает хотя бы несколько слов на нем. «75 % мировой корреспонденции ведётся на английском языке, 60 % радиостанций вещают по-английски, более половины мировых произведений издается на английском, 80 % информации хранится на этом языке.» [2] На сегодняшний день английский – один из самых распространённых языков в мире: более чем для 400 млн. человек он является родным языком, а число людей, для которых он иностранный, больше в несколько раз. Кроме необходимости изучения английского языка для некоторых специальностей, сейчас знать его – престижно, модно, а не только полезно.

По данным опроса, проведённому мной среди 30 студентов экономического факультета Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, 90,3% опрошенных считают английский язык универсальным; 90% хотели бы повысить свой уровень владения. Также были предложены на рассмотрение мотивации к изучению английского языка, и в соответствии с ответами опрошенных, 73,3% замотивированы свободным общением с англоговорящими, вызовом к себе, увеличением карьерный возможностей; 70% - расширением информационного круга; 56,7% - доступом к большому числу фильмов, сериалов, литературы; 36,7% - знакомством с чужой культурой; 33,3% - развитием памяти; 20% - пониманием участников в процессе компьютерной игры.

Представим, что общение — это игра, в которой есть участники, судьи, правила, наказания. Приведу пример, Участники – коммуницирующие, судьи – общество, наказание – осуждение, недопонимание, правила – субъективные – манеры, объективные – правила: построения предложений, произношение, правильное понимание перевода. Тогда для того, чтобы игра прошла успешно, и в итоге общение - эффективно, необходимо знать эти правила. Для этого сейчас есть очень много возможностей. Способы изучения английского языка существуют самые разные, например, приложения, карточки, курсы, пособия и так далее. Общественные цели этих средств можно разбить на несколько уровней: первый уровень – выражение интересов непосредственно индивида, таких как расширение словарного запаса, совершенствование произношения; второй – улучшение коммуникаций людей в определённых группах, организация; третий последний и наиболее важный для человечества – глобализация. Перечисленные уровни подразумевают под собой разный «багаж» знаний. Его объем выражается в уровнях владения языком.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что в настоящее время почти каждый житель мира может наблюдать, как с каждым днем: культуры все больше переплетаются, грани между нациями, народами стираются, а круг взаимодействий людей расширяется. Это происходит со скоростью, которую, возможно, мы и не представляем. Поэтому для того, чтобы быть способными ясно и четко отражать свои взгляды, мысли и желания индивид, общество, страны должны обладать межкультурной компетентностью. Английский язык всегда готов в этом помочь. Он, из-за большого числа англоговорящих людей, дает возможность быть услышанным всем миром.


Литература

  1. Актуальность владения иностранным языком в современном мире, А. А. Колесник, С. А. Волкова, 2017
  2. Межкультурная компетентность: понятие, структура и содержание. Л.А.Шкутина, Б.Ж.Жанкина, Вестник КарГУ, 2012
  3. https://www.coe.int/ru/web/lang-migrants/cefr-and-profiles
0
No votes yet