Реквизиция земельных участков: проблемы правового регулирования

Мартынова Анастасия Дмитриевна
ЧОУ ВО «Сибирский юридический университет», г. Омск
Научный руководитель: 
Маланина Екатерина Николаевна, руководитель правового управления, старший преподаватель

Реквизиция земельных участков является одним из оснований прекращения права собственности, а также принудительного отчуждения у собственника его имущества.

Регулирование реквизиции, как правового института, осуществляется посредством различных нормативных правовых актов, но наиболее четкие дефиниции закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ), а особенности реквизиции непосредственно земельных участков отражены в Земельном кодексе Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ).

Согласно вышеназванным нормативным правовым актам, реквизиция означает принудительное изъятие государством имущества у собственника в неотложных общественных интересах. Основополагающими причинами применения процедуры реквизиции являются стихийные бедствия, аварии, эпидемии, эпизоотии и иные обстоятельства [1].

От прочих оснований принудительного прекращения права собственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, реквизицию отличает возмездный, как правило временный характер, обязательная выдача документа о реквизиции, а также необходимость применения в интересах общества, в силу чрезвычайных обстоятельств [2].

Собственником реквизируемого имущества, как отмечает А.П. Ревякин, могут быть как физические и юридические лица, так и муниципалитеты, что исходит из принципа самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленного в статье 12 Конституции Российской Федерации [4].

Основываясь на литературных источниках и различных научных статьях, посвященных вопросу реквизиции земельных участков, можно выделить ряд проблемных аспектов, к которым, в частности относится: порядок и условия реквизиции; открытый список обстоятельств реквизиции, носящих чрезвычайный характер; порядок возмещения собственнику причиненных реквизицией убытков; объем полномочий «исполнительного органа государственной власти», осуществляющего процедуру реквизиции и прочее.

Обширный вышеперечисленный список неурегулированных и спорных вопросов, связан с недостаточной проработанностью механизма действующего правового регулирования, а в первую очередь с отсутствием в настоящее время специального закона посвященного реквизиции.

Принятый в 1927 году Сводный закон «О реквизиции и конфискации», который, к слову, рассматривается некоторыми цивилистами [5], как действующий, закреплял изъятие имущества только в случае составления специального постановления уполномоченных на то государственных органов. ГК РФ, а именно пункт 1 статьи 242, частично заимствовал формулировку закона РСФСР, указывая на возможность проведения реквизиции только по решению государственных органов. В пункте 1 статьи 51 ЗК РФ полномочия изъятия земельного участка также закреплены за уполномоченными исполнительными органами государственной власти.

В этой связи, возникает вопрос о полномочиях исполнительных органов субъектов Российской Федерации принимать постановления о реквизиции.  Например, по мнению А. А. Крысанова [3], правом вынесения постановления о реквизиции имущества наделены лишь представительные и законодательные органы государства, то есть Федеральное Собрание РФ и Правительство РФ. Однако, представляется разумным, в понятие «государственных органов» включать и органы государственной власти субъектов РФ. Весомым аргументом в пользу этого, может служить то, что процедура реквизиции используется в чрезвычайных обстоятельствах, в условиях, когда необходимы быстрые и грамотные решения, что определенно эффективнее сделать непосредственно на территории субъекта.

Тем не менее, несмотря на различные точки зрения по данному вопросу, в настоящее время исполнительные органы субъектов РФ разрабатывают и утверждают постановления о порядке проведения процедуры реквизиции земельных участков на своей территории. Например, Постановлением Правительства Нижегородской области «О мерах по реализации положений статьи 242 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 51 Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Постановление) утвержден порядок реквизиции земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости на территории Нижегородской области.

Данный правовой акт вызывает заинтересованность в условиях отсутствия правого регулирования процедуры реквизиции на федеральном уровне, а также в связи с детальной проработанностью действий органов власти непосредственно в процессе проведения реквизиции.

В ходе анализа вышеназванного постановления нельзя не отметить наличие понятийно-терминологического аппарата, что очень помогает в правильной трактовке правовых норм акта. Регулирование реквизиции посредством ст. 242 ГК РФ еще и потому не является исчерпывающим, что ряд правил и понятий содержится и в других нормативных правовых актах. Например, Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» содержит определение чрезвычайной ситуации, а Федеральный закон от 21 июня 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» дает определение аварии и так далее.

Особый интерес вызывает применение норм указанного Постановления на практике. Решением от 31.03.2021 № 326-12-192484/21 «О реквизиции земельных участков с возмещением собственникам рыночной стоимости реквизированного имущества» Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области реквизирует 22 земельных участка на территории садоводческого некоммерческого товарищества в целях предотвращения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан и реализации мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки на территории этих земельных участков.

Существенным нюансом, является вид разрешенного использования указанных земельных участков, а конкретно «для садоводства; для ведения личного подсобного хозяйства».

Возникает вопрос, а является ли законной реквизиция земельного участка в данном случае? Можно ли считать несанкционированную свалку «обстоятельством, носящим чрезвычайный характер»?

Представляется возможным, в подобных случаях изымать земельные участки в порядке статьи 285 ГК РФ и статьи 54.1 ЗК РФ, в связи с нарушением требований законодательства РФ, в частности, использования участка не по целевому назначению.

Анализируя вышесказанное в целом, справедливым будет отметить, что российское законодательство не сформировало в окончательной форме такой правовой институт, как реквизиция. Полномочия «государственных органов» по реквизиции имущества, реализуются также исполнительными органами субъектов РФ, что необходимо закрепить де-юре посредством внесения изменений в ст. 242 ГК РФ и ст. 51 ЗК РФ, в целях устранения разнообразия трактовок данного понятия.

Полностью урегулировать процесс реквизиции, начиная от принятия решения и заканчивая возмещения собственнику причиненных убытков, посредством внесения дополнений к нормам ГК РФ и ЗК РФ, не представляется возможным, в виду объема необходимых к закреплению правовых норм. Разумнее, в данном случае, разработать и принять отдельный федеральный закон, предусматривающий основные положения реквизиции, с целью единообразия реализации данной процедуры субъектами РФ.


Список источников

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N51 - ФЗ (ред. от 31.07.2020). Доступ из СПС «КонсультантПлюс»;
  2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 15.10.2020). Доступ из СПС «КонсультантПлюс»;
  3. Крысанов А.А. Принудительное прекращение права собственности: дис. канд. юрид. наук., Рязань, 2002. С. 97;
  4. Ревякин А.П. Реквизиция земельных участков как органичение прав на землю//Экологическое,право.2018.№3.С.32-36;
  5. Таскин Н.Н. Реквизиция как один изслучаев принудительного прекращения права собственности на земельные участки//Юрист.2003.№3.
0
No votes yet