Разграничение полномочий органов опеки и попечительства субъекта РФ и местного самоуправления (на примере Омской области)

Хмарук Виктория Александровна
Омский государственный педагогический университет, г. Омск

Согласно данным Министерства просвещения России, на 2021 год общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации составила 406 128 человек, почти 365 тыс. из них находились на воспитании в замещающих семьях. Защиту прав данной категории граждан, должны осуществлять государственные и муниципальные органы власти. Реализацией этой деятельность занимается орган исполнительной власти, а именно органы опеки и попечительства.

Правовой статус органов опеки и попечительства зафиксирован в Федеральном законе «Об опеке и попечительства» от 24.04.2008 г..[5]  В ст. 6 закона указывается, что органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Если рассматривать органы местного самоуправления, действующих на уровне поселений, районов, городских округов и т.д., то они наделяются законом субъекта РФ полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых финансовых средств, для осуществления данной деятельности. В таком случае органы местного самоуправления выступают в качестве органов опеки и попечительства.

Источниковой базой для реализации полномочий органов опеки и попечительства является Федеральный закон «Об опеке и попечительства» от 24.04.2008 г.,  Семейный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иные федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации.

Задачами органов опеки и попечительства являются:

  1. Защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;

  2. Надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью недееспособные граждане;

  3. Контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с выделенными задачами, данные органы наделены следующими полномочиями: они должны выявлять и вести учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства; имеют право обращаться в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности; установлении опеки и попечительства; возможность осуществлять надзор за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; заключать договоры доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации и др.

Для начала рассмотрим положение о Министерстве образования Омской области [3]. В нем зафиксировано, что Министерство является органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Омской области. Министерство напрямую реализует свои действия с органами государственной власти и органами местного самоуправления, которые также решают вопросы в сфере опеки и попечительства.

Задачами Министерства Образования Омской области является:

  1. Оказание помощи родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;

  2. Обеспечение реализации государственной политики Омской области в сфере защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

  3. Формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" [6] и др.

Теперь обратимся к нормативно-правовым документам, которые были представлены выше. Они включают следующие формы межведомственного взаимодействия Министерства образования Омской области по отношению к органам опеки и попечительства как структурных подразделений органов местной власти: направлять в органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области обязательные для рассмотрения обращения по вопросам осуществления государственных полномочий; Также возможно создание комиссии для проверки и устранения нарушений. В свою очередь, комиссия рассматривает представленные проверяемым субъектом материалы об устранении нарушений и при необходимости проводит проверку повторно в порядке, предусмотренном Положением. В Административном регламенте предоставления государственной услуги имеются следующие положения. Во-первых, прописывается круг заявителей, во-вторых, осуществляют услугу органы опеки, в –третьих, максимальный срок предоставления государственной услуги составляет 10 календарных дней со дня подачи заявления о предоставлении государственной услуги и документов, подлежащих представлению заявителем и др. Полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного, возлагаются на орган, который установил опеку или попечительство. При перемене места жительства подопечного полномочия органа опеки и попечительства возлагаются на орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного в порядке, определенном Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

Если сравнивать полномочия органов опеки и попечительства на федеральном и региональном уровне, то можно увидеть следующие особенности. Уровни, на которых реализуются полномочия в сфере опеки и попечительства разные, но у них единая задача - защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством. Субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления обеспечивают реализацию государственной политики, в том числе и Омской области в сфере защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также на федеральном уровне ведется учет граждан, который нуждаются в данных услугах, предоставляемыми органами опеки и попечительства. В свою очередь, на региональном уровне реализовывается программа подготовки лиц, которые могут помочь в оказании данных услуг, а именно желают принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. После получения возможность стать опекуном или попечителем, федеральные органы исполнительной власти осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью недееспособные граждане.

Подводя итог, мы приходим к следующим выводам. Сравнивая полномочия органов опеки и попечительства на федеральном и региональном уровне можно заметить, что правовой статус органов опеки и попечительства формируется из поставленных задач. Согласно ст.11 Конституции РФ [1] «Государственная власть в субъектах Российской Федерации осуществляется образуемыми ими органами государственной власти», весь объем полномочий, связанный с осуществлением социальной защиты населения, в том числе и помощь несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей, ложится на данные субъекты. Тем не менее, в Российском законодательстве определены лишь общие положения полномочий опеки и попечительства на местном уровне, поэтому органы государственной власти субъектов РФ в большей степени сами определяют порядок осуществления опеки и попечительства. Если говорить о нормативно-правовых актах Омской области, отражающие вопросы опеки и попечительства, то они затрагивают множество аспектов, связанных с государственной политикой в области опеки и попечительства.  То есть органы опеки и попечительства, вне зависимости от уровня исполнительной власти, должны быть гарантом прав и свобод детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлять им равные возможности, обеспечивать элементарные потребности для полноценной жизни.


Список использованных источников и литературы:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2020) (с изм. и доп. от 06.08.2021) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс»
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31
  3. Положение о Министерстве образования Омской области от 15 марта 2004 №63
  4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. - 01.01.1996. - № 1.
  5. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»// Справочная правовая система «Консультант Плюс»
  6. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях     по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
0
No votes yet