Прокурорский надзор за исполнением законов в административно – образовательном процессе

Алёшечкина Алина Алексеевна, Казадаева Анастасия Алексеевна
Смоленский государственный университет, г. Смоленск
Научный руководитель: 
Мазуров Игорь Игоревич, кандидат юридических наук кафедры государственно-правовых дисциплин Смоленского государственного университета, доцент

Функционирование системы образования в России несвободно от его законодательного регулирования, государственного контроля и надзора. Основной контроль осуществляют уполномоченные государством органы за соблюдением законодательства в сфере образования и прокуратура. В основу разграничения контроля уполномоченными государством органами за соблюдением законодательства в сфере образования и прокурорского надзора за исполнением законов об образовании предлагаем определить комплексный критерий: основные задачи, для разрешения которых создан тот или иной орган; характер полномочий соответствующих органов контроля (надзора); положение, занимаемое каждым из них в системе государственных органов.

Предметом надзора в сфере образования по закону «Об образовании в Российской Федерации» [1] в рамках государственной регламентации об образовательной деятельности является соблюдение Конституции Российской Федерации, исполнение федеральных законов об образовании и нормативных правовых актов органов управления образованием, которые предусмотрены законом, значимы и принимаются в развитие положений федерального образовательного законодательства. Основные направления надзорной деятельности в данной сфере: лицензирование и аккредитация образовательной деятельности, госконтроль (надзор) в сфере образования [там же, ст. 93].

В рамках обеспечения единого образовательного пространства страны актуальной проблемой является обеспечение системного и функционально полного регулирования общественных отношений в сфере образования, в целях реализации конституционного права на образование и соответствующих государственных гарантий, повышения доступности и качества образования, внедрения новых форм, моделей, технологий образовательной деятельности. Действующим законодательством на федеральные органы исполнительной власти и органы власти субъектов федерации в сфере образования возложены полномочия по обеспечению контроля за деятельностью образовательных учреждений, достаточно пристальное внимание проблемам обеспечения права на образования в Российской Федерации уделяют и общественные институты, однако, этого, как показывает практика, оказывается в ряде случаев недостаточно.

В этих условиях возрастает роль прокурорского надзора за исполнением законодательства в образовательной деятельности в Российской Федерации.
Практика прокурорской деятельности свидетельствует о росте нарушений образовательного законодательства в Российской Федерации. Безусловно, надзор за исполнением законов в сфере образования - важное, многогранное направление деятельности органов прокуратуры, что требует особого подхода к организации деятельности прокурорских работников на данном участке. Значимость исполнения законов в этой сфере обусловлено, в первую очередь, тем, что право на образование закреплено в ряде международных нормативных правовых актах: Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (ст.26), Конвенции ООН о правах ребёнка (ст.28), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 13), Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования, где закрепляется право каждого человека на получение образования.  Аналогичная норма содержится в ст. 43 Конституции РФ.

Отсюда следует, что надлежащее осуществление прокурорского надзора в сфере образовательных отношений имеет международно-правовое и конституционное значение.

Актуальность исследуемой темы подтверждает  факт, что законодательство в области образования очень динамичное, относительно недавно (01. 09. 2013 года) вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016) (далее - закон об образовании в РФ). Кроме того, согласно п. «е» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ общие вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов, что предопределяет правовое регулирование этой сферы как нормативными правовыми актами федерального, так и регионального уровня.

Цель моей работы состоит в выделении основных аспектов прокурорского надзора за исполнением законов в образовательной сфере.

К средствам выявления нарушений законов об образовании в РФ относят такие надзорные действия, как прокурорская проверка. Прокурор при проверке исполнения законов в сфере образования знакомится с пакетом документов, требует объяснений по выявленным нарушениям, а также в праве просить копии документов (лицензии, свидетельства об аккредитации) Проверка предусматривает полное устранение нарушений законов и ликвидации причинного комплекса, при необходимости привлечения виновных лиц к ответственности, предупреждения отклонений от норм образовательного законодательства в будущем – корректирующих и предупреждающих действий. Создание условий, исключающих нарушения законности в будущем предполагает эффективность надзора. Как правило, такие проверки проводятся прокурорами в текущем (по поступившим сведениям, заявлениям, жалобам, информации о нарушениях образовательного законодательства) и в плановом режимах (по собственной инициативе или по указанию вышестоящих прокуроров).

Работа по надзору за исполнением образовательного законодательства должна быть организована так, чтобы своевременно вскрывались нарушения законов и принимались эффективные меры к их устранению. [2]

При этом органы прокуратуры в процессе осуществления прокурорского надзора за исполнением образовательного законодательства для повышения эффективности работы на данном направлении должны систематически осуществлять надзор и за деятельностью контролирующих органов. Зачастую контроль, осуществляемый органами, входящими в одну систему с проверяемыми объектами, носит поверхностный характер, поэтому при проверке следует привлекать независимых специалистов. [3]

В связи с этим целесообразным и объективно обусловленным является проведение избирательного анализа состояния законности по конкретным объектам.

В науке прокурорского надзора высказываются и другие точки зрения. Так, есть мнение о возможной переориентации прокуроров с надзора за исполнением законодательства на надзор за исполнением контролирующих органов. [4] Представляется, что точка зрения ученых заслуживают определенного внимания.

В данной работе основное внимание уделялось подробному рассмотрению основных нарушений законодательства в сфере образования. Подводя итог вышесказанному  можно сделать вывод об актуализации усиления позиций прокуратуры как основного органа защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства в сфере образовательных услуг.


[1] Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 8 декабря 2020 года) (редакция, действующая с 1 января 2021 года) – статья 93.

[2] Яковлев М. В. Прокурорский надзор за исполнением образовательного законодательства. Автореф. дис.канд. юрид. наук. М., 1962. – 5 с.

[3] Винокуров А. Ю. Прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства: Дис.  канд. юрид. наук. - Москва, 2000. - 191 c.

[4] Тризно И. Н. Прокурорский надзор за соблюдением законодательства о трудовых правах граждан Российской Федерации: Дисс.  канд. юрид. наук. - Москва, 2009.- 251с.


Список литературы

Затекстовые библиографические ссылки

  1. Винокуров А. Ю. Прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства: Дис.  канд. юрид. наук. - Москва, 2000.  191 c.
  2. Тризно И. Н. Прокурорский надзор за соблюдением законодательства о трудовых правах граждан Российской Федерации: Дисс.  канд. юрид. наук. - Москва, 2009. 30  c.
  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 8 декабря 2020 года) (редакция, действующая с 1 января 2021 года) 338 c.
  4. Яковлев М. В. Прокурорский надзор за исполнением образовательного законодательства. Автореф. дис.канд. юрид. наук. М., 1962.  129 с.
0
No votes yet