Прокурорский надзор при производстве предварительного расследования проблемы и пути их решения

Селиванова Штефани Евгеньевна
ЧОУ ВО «Сибирский юридический университет», г.Омск

Прокуратура Российской Федерации представляет собой централизованную федеральную систему органов, ответственных за контроль и за соблюдение Конституции Российской Федерации, а также за исполнением законов от имени государства [3, с 23].

Для укрепления законности, обеспечения преобладания права, защиты прав и свобод гражданина и человека, а также охраны интересов государства и общества, прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор, вместе с другими направлениями, над органами, занимающимися оперативно-розыскной деятельностью, предварительным следствием и дознанием в соответствии с законом [2, с 37].

Таким образом, при проведении предварительного расследования должны учитываться права гражданина, личности, общества и государства, в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре РФ», Конституцией Российской Федерации и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. В этих нормативных актах закреплено, что человек, а также его права и свободы, являются высшей ценностью; а поддержание и защита прав и свобод являются обязанностью государства [1, с 8].

При выполнении следственных действий, таких как осмотр жилища, обыск и (или) выемка в жилище, выемка заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи, обыск, осмотр, выемка в отношении адвоката согласно статье 450.1 УПК РФ, личный обыск (за исключением определенных случаев), выемка предметов и документов, содержащих охраняемую ФЗ тайну, а также информацию о вкладах и счетах граждан, арест на корреспонденцию, ее осмотр и выемка в учреждениях связи, арест на имущество, контроль и запись переговоров, получение информации о соединениях между абонентами и абонентскими устройствами – необходимо получить согласие суда на их производство. Срок рассмотрения ходатайства не должен превышать 24 часов с момента его поступления, которое возбуждено следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора [4]. Установление данного срока вызвано объективной необходимостью оперативного принятия решения для последующего производства следственного действия, учитывая при этом ограничение конституционных прав и свобод граждан.

Согласно статье 165 УПК РФ, установлен лишь срок для принятия судом решения, в отличие от статьи 108 УПК РФ, которая предусматривает порядок согласования ходатайства об избрании меры пресечения, такой как заключение под стражу(ч. 3 ст. 108 УПК РФ устанавливает, что постановление и соответствующие материалы должны быть представлены судье не позднее чем за 8 часов до истечения срока задержания). Не установлен срок для дачи согласия на возбуждение ходатайства руководителем следственного органа и прокурором [5]. Не устанавливается подобный срок и в ведомственных приказах Генерального прокурора Российской Федерации и председателя Следственного комитета Российской Федерации.

Учитывая данную проблему и путь ее решения, можно сказать, что оперативность принятия подобных решений напрямую влияет на результативность расследования, по нашему мнению, требуется предусмотреть 24- часовой срок рассмотрения указанного ходатайства и дачи согласия на его возбуждение перед судом. Для реализации данного предложения возможно 2 варианта:

1. Закрепить соответствующее указание в п. 23 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 19 января 2022 года № 11 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания», а также в п. 1.17 Приказа председателя Следственного комитета Российской Федерации от 9 января 2017 года № 2 «Об организации процессуального контроля в Следственном комитете Российской Федерации», что в целом не так трудоемко, как реализация второго варианта.

2. Внести соответствующие изменения в ст. 165 УПК РФ, закрепив вышеуказанное предложение в части первой.


Список используемой литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) Доступ из СПС «Консультант плюс».
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ в ред. от 23.03.2024 г. (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024) Доступ из СПС «Консультант плюс».
  3. Федеральный закон от 17.01.1992г. №2202-1-ФЗ (ред. от 25.12.2023г. №81-ФЗ) «О прокуратуре» // СЗ РФ. – 1995. - №47. - Ст.4472; www.pravo.gov.ru.
  4. Борисов К. А. Процессуальное значение позиции прокурора при рассмотрении судами ходатайств органов предварительного расследования о применении мер процессуального принуждения и производстве следственных действий // ЮП. №2. 2021 С. 49–57.
  5. Кобзарев Ф. М., Захарян А. А. Проблемы доказывания в процессе применения судами меры пресечения в виде заключения под стражу на стадии предварительного расследования // Российское правосудие. 2022. № 9. С. 96–101.
0
No votes yet