Профилактика наркомании среди несовершеннолетних в контексте основной среды пребывания

Резюк В. И., Волонцевич Д. Д.
Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина

Особое место в системе предупреждения и борьбы с наркоманией занимает профилактика, особо актуализируемая, если вопрос касается несовершеннолетних.

Отдельное внимание в организации профилактики следует уделить к основной среде пребывания несовершеннолетнего как обладающей потенциально наибольшей эффективностью, ввиду значительного и продолжительного воздействия соответствующего окружения и, следовательно, существенного влияния на результат.

Важным условием эффективного противодействия правонарушениям различных видов является установление факторов, «связанных с объективной действительностью» [1, с. 107]. По мнению В. П. Шиенка, внешние обстоятельства выступают пусковым элементом противоправной деятельности
[2, с. 21] – к ним относятся и непосредственно связанные со средой пребывания.

В этой связи выделяются места, где несовершеннолетний, как правило, проводит наибольшую часть времени: место проживания (условно – «дом»), образовательное учреждение (школа, лицей, колледж и др.), место досуга (т. н. «улица» или иное место проведения в свободное время) .  

Если выделять время пребывания несовершеннолетнего дома, то важно учитывать, что существенным образом отличаются периоды, когда вместе с несовершеннолетним присутствует родители, другие члены семьи, которые осуществляют родительский (семейный) контроль,  а также, когда несовершеннолетний находится дома один.

В первом случае возможно:

проведение бесед (в непринужденной обстановке, в том числе в диалоговом общении, возможно доведение информации о вреде наркотиков и о последствиях их употребления);

контроль за кругом общения несовершеннолетнего (родители могут знать лично друзей своего ребенка, наличие в их семьях проблем, связанных с возможным влиянием на их детей);

Во втором случае следует учитывать потребность ребенка в общении, широкие возможности для получения информации и отсутствие возможности родителя и в таких условиях возможно:

технический ограничение (учитывая возможности различных сервисов родительского контроля);

общение с использованием телекоммуникационных средств.

Если выделить место пребывания несовершеннолетнего – образовательное учреждение, то важно учесть специфику, вытекающую из его вида (общеобразовательная школа, колледж, лицей, университет). Так, контакт с педагогом в школе по объективным причинам больше в школе, в университете, напротив, большее значение имеет самоконтроль обучающегося. В целом, в качестве профилактических возможны следующие меры:   

рассмотрение отдельных проблемных вопросов на уроках и занятиях (данная мера может быть реализована учителем, преподавателем);

классный час, беседа, встреча со специалистом по актуальным вопросам (данная мера может быть реализована как учителем, преподавателем, так и другим специалистом и руководителем образовательного учреждения);

анкетирование обучающихся (особенно важно в реализации подобной меры участие психолога);

фактический контроль за несовершеннолетними, особенно во время перерывов между уроками, занятиями (возможно участие медицинских работников; особенно актуально использование таких решение, как наглядная агитация, наблюдение и др.);

общение с использованием телекоммуникационных средств (подобное возможно со стороны родных, близких, иных лиц).

Если выделить место досуга несовершеннолетнего, то важно учесть специфику, вытекающую из его вида: это «улица» или учреждение дополнительного образования.

В первом случае необходимо учитывать, как правило широкий круг общения, самостоятельное (без контроля родителей) пребывание, поэтому профилактические меры должны быть направлены на повышение внутренней ответственности несовершеннолетнего. Еще более значим контакт посредством телекоммуникационных средств.

Во втором случае возможно меры, аналогичные реализуемым в образовательном учреждении (школе, лицее, колледже, университете), но с учетом некоторых особенностей, связанных с организацией получения дополнительного образования, досугового пребывания и т. п.

Таким образом, профилактика наркомании среди несовершеннолетних с учетом основной среды их пребывания способная повысить качество важнейшего направления работы. 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Резюк, В. И. Классификация детерминант хищений путем злоупотребления служебными полномочиями / В. И. Резюк // Формирование эффективной уголовной политики и оптимальной модели досудебного производства – приоритетная задача юридической науки и практики : сборник материалов Международной научно-практической конференции (Минск, 25–26 апр. 2019 г.) / Следств. ком. Респ. Беларусь ; редкол.: С. Я. Аземша (гл. ред.) [и др.]. – Минск : ЮрСпектр, 2019. – С. 105–109.
  2. Шиенок, В.П. Коррупция: методология проблемы, причины, ранняя диагностика / В.П. Шиенок // Предварит. расследование / науч.-практ. журн. – 2017. – No 1. – С. 19–24.
0
No votes yet