Одно из самых распространенных действий органов предварительного расследования – это задержание лица, подозреваемого в совершении преступления. В уголовно-процессуальном законодательстве данному аспекту выделена глава 12, где исчерпывающе закреплены основания, порядок, условия задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, а также основания освобождения лица от подозрения.
Однако сама сущность уголовно-процессуального задержания является достаточно сложным для понимания вопросом. В доктринальной литературе встречаются различные точки зрения, связанные со множеством трактовок понятия «задержание». Так, можно выделить некоторые из них.
Одни считают, что задержание – это сам захват и фактическое ограничение свободы передвижения лица [2]. Другие понимают под задержанием принятие решения процессуальным лицом о водворении в изолятор временного содержания. В данном случае мы наблюдаем противостояние двух аспектов: «полицейского» задержания и «следственного». Отличие «полицейского» задержания заключается в достаточно широком круге субъектов-исполнителей. То есть понимаем, что такое задержание подозреваемое в совершении преступления лицо могут не только сотрудники правоохранительных органов, но и простые граждане.
Одним из важных элементов установленного законом порядка производства по уголовным делам являются процессуальные сроки. В уголовно-процессуальном законодательстве предусмотрено большое количество норм, предусматривающих такие сроки. Одной из них является норма, касающаяся порядка исчисления срока задержания. В данном случае вопрос является сложным. Особенно важной является та граница, которая обозначает начальный момент исчисления срока задержания.
По мнению О. И. Цоколовой, задержанием подозреваемого является момент, когда лицо доставлено к следователю (либо другому органу, осуществляющему расследование по делу) [4]. Именно с этого момента начинается фактическое ограничение свободы лица, именно с этого момента начинает исчисляться срок задержания, который заносится в протокол задержания.
Отсюда видим, что ранее временной отрезок, длившийся от захвата лица сотрудником полиции и до доставления его в отдел полиции не засчитывался в срок задержания (исключение составляли случае, когда задержания осуществлялось по постановлению следователя) Считаем, что данный аспект является вполне обоснованным и логичным. Ведь о времени, когда лицо задержано полицейским и направляется в отдел полиции, следователь даже не подозревает, он даже не может использовать данный период для расследования.
Современное законодательство исходит из положений защиты прав и свобод человека и гражданина. Именно поэтому в УПК РФ появилось понятие «фактическое задержание», с которым связано начало исчисления срока. Отсюда следует, что как только лицо схватили за руку и предложили пройти в отдел полиции – начат 48-часовой срок задержания.
Еще раз обратимся к п. 11 ст. 5 УПК РФ: задержание подозреваемого -мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.
Проблематика данной формулировки (и положения УПК РФ в целом) в том, что следователь максимально ограничен во времени, ему может не хватить указанных 48 часов для осуществления задержания. В нашей стране довольно много регионов имеют длительную протяженность дорог, отсутствие развитой системы коммуникации. Именно поэтому «полицейское» задержание может поглотить довольно большое время (например, чтобы доставить лицо из сельского поселения в отдел полиции города).
Сам же законодатель, ссылаясь на норму об исчислении срока с момента фактического ограничения свободы лица, не вполне уверен в ее применении. Это можно заметить в противоречивости УПК РФ.
Обратимся к мнению профессора Б. Б. Булатова, так, он считает: «Фактическое задержание производится органом (должностным лицом), возбудившим уголовное дело и приступившим к его расследованию. Оно заключается в принятии к доставленному в орган дознания, к следователю или прокурору лицу конкретных мер, реально ограничивающих свободу его передвижения. Ими могут быть объявление лицу решения о задержании (взятии под стражу), удержание лица в помещении органа расследования, прокураторы или ином месте, куда доставлен или где находится подозреваемый, сопровождаемое применением в этих целях физического воздействия или спецсредств, например, наручников» [3].
Однако, исходя из анализа законодательства, понимаем, что разработчики закона исходят из другой позиции, которая включает в срок задержания время внепроцессуального ограничения свободы (захват лица и его доставление до отдела полиции).
Таким образом, исходя из анализа УПК РФ, сделаем вывод, что срок задержания начинает течь задолго до момента принятия органом, осуществляющим расследование, решения о задержании лица и составления протокола. Получается довольно интересная ситуация: срок течет, а решение еще не принято.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 22.04.2024) Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Белкин А. Р. Задержание по подозрению в совершении преступления: спорные вопросы и возможные пути разрешения проблем / Белкин А. Р. Уголовное судопроизводство : Федеральный журнал Москва 2011 № 4С. 13-19
- Булатов Б. Б. Государственное принуждение в уголовном судопроизводстве Омск,2003. С. 56.
- Цоколова О. И. Теория и практика задержания, ареста и содержания под стражей в уголовном процессе: Диссертация д-ра юрид. наук. М., 2007. 417 с.