Проблемы злоупотребления правом при направлении материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий

Курдыбаха Елизавета Владимировна
ЧОУ ВО «Сибирский юридический университет», г. Омск
Научный руководитель: 
Ануфриева Анна Вячеславовна, доцент кафедры гражданского процесса ЧОУ ВО «Сибирский юридический университет», кандидат юридических наук

Демографический кризис, произошедший в нашей стране в 1990-х годах стал причиной принятия нормативных актов, стимулирующих рождаемость среди населения Российской Федерации. Ориентирование государственной политики в 2000-х годах на улучшение демографической ситуации подтверждается рядом мер, предоставляемых семьям при рождении детей. Одной из самых востребованных форм среди российских семей стал государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

Материнский (семейный) капитал является мерой государственной поддержки российских семей, установленной Федеральным законом от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее — ФЗ № 256; Закон) [1]. Данная социальная поддержка государства оказывается при рождении первого, второго и последующих детей, имеющих гражданство Российской Федерации, при условии, что ранее лица, указанные в статье 3 ФЗ № 256 не воспользовались своим правом на указанную меру.

Данный Закон создан для решения двух задач: искоренение проблемы низкой рождаемости и социальную поддержку женщины и семьи, что в конечном итоге приводит к улучшению демографической ситуации в стране. Действует он уже 13 лет. За время его существования нормативная база, регулирующая данный вопрос, претерпела значительные изменения: от размера государственного сертификата на материнский капитал до способов реализации предоставляемых семьям средств. Такой подход в организации и осуществлении государственной политики позволяет оптимизировать ресурсы страны таким образом, чтобы учесть все важнейшие потребности российских семей, проблемы, связанные с их удовлетворением.

Наиболее популярным направлением для распоряжения материнским капиталом является улучшение жилищных условий. На покупку жилья было направлено около 94% от суммы всех выплат. Ранее воспользоваться средствами материнского (семейного) капитала представлялось возможным только при достижении ребенком, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, трёх лет. Однако, внесенные в 2009 году в Закон поправки позволяют реализовать право на использование, предоставленных семьям, средств, не дожидаясь истечения установленного срока.

После вступления в силу указанных поправок стало возможным распоряжение средствами материнского (семейного) капитала на приобретение или строительство жилого помещения путем совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.

Однако, данное нововведение породило множество неблагоприятных последствий. Например, участились случаи мошенничества по договорам займа с предоставлением средств для приобретения или строительства жилья лицам, имеющим в своем распоряжении государственный сертификат на материнский (семейный) капитал [3, c. 80-83].

Преступные схемы получения средств материнского капитала очень сложны и достаточно запутаны, расследование в отдельных случаях длится многие годы. Сложность квалификации и таких преступлений и их расследования связаны с существующими проблемами высокого уровня коррупции в стране, а также отсутствием проверок законности заключения сделок с использованием семейного капитала [2, c. 41-46].

Показательным является судебное дело, когда кредитным потребительским кооперативом в лице директора были совершены мошеннические действия в отношении круга лиц, выражавшиеся в хищении денежных средств граждан на сумму не менее 22 447 402 рублей.  В ходе следствия выяснилось, что руководитель организации, предоставлявшей займы по целевым договорам на приобретение или строительство жилья с использованием средств материнского (семейного) капитала, путем предоставления в банк документов и заявления об открытии лицевого счета с поддельной подписью заемщиков, производил снятие заемных средств с открывшегося счета. При этом, вина сотрудника банка выразилась в том, что лицевой счет был открыт без личного присутствия лица и процедуры его идентификации [4].

В связи с тем, что средства материнского (семейного) капитала по заявлению о распоряжении, поступившего от лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки, были перечислены органом Пенсионного фонда на расчетный счет кооператива в установленные законом сроки, можно сделать вывод о том, что при рассмотрении документов, представленных к заявлению, не представлялось возможным выявить мошеннические схемы, применявшиеся руководителем кредитного потребительского кооператива.

Не редки случаи совершения преступления со стороны лиц, владеющих средствами государственного сертификата. Так, в ходе проведения проверки выявлено, что лицо, имеющее право на государственную поддержку, заключило договор займа с предоставлением средств на строительство жилья на приобретенном ранее участке, обратилось в территориальный орган с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, по которому было вынесено положительное решение и средства перечислены на расчетный счет организации, предоставившей заём. Однако, полученные заемные средства были использованы лицом не по назначению, на собственные нужды. Таким образом, мать, из корыстных побуждений, путем обмана похитила денежные средства в размере 372 738 рублей 79 копеек, нанеся тем самым федеральному бюджету материальный ущерб в крупном размере [5].

Подводя итог, отметим, что государственная поддержка российским семьям, имеющим детей, предоставляемая в форме государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, пользуется большим спросом среди населения нашей страны. Она позволяет улучшить демографическую ситуацию и социальное положение семей, является неотъемлемой частью социальной политики Российской Федерации.

Однако, судебная практика позволяет сделать вывод, что предоставляемые из федерального бюджета средства нередко становятся целью для мошенников. Поэтому реализуя свое законное право на распоряжение материнским (семейным) капиталом, следует оценивать все возможные риски, помнить о возможных последствиях, наступающих при совершении мошеннических действий и о существующих обязательствах. 


Список литературы

  1. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»: федеральный закон от 29 декабря 2006 года  № 256-ФЗ (ред. 22.12.2020) // СПС «Консультант Плюс». 2021
  2. Исканов Р.А., Асылгузина Э.И., Гарипова А.А. Мошенничество в сфере материнского семейного капитала // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 5-2. С. 41- 46.
  3. Серебрякова Е.А. Материнский капитал: порядок получения и использования // Редакция «Российской газеты». 2019. № 9. С. 80 - 83.
  4. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16.09.2019 № 49-КГ19-29 // СПС «Консультант Плюс». 2021
  5. Решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 18.10.2017 по делу № 1-388/2017 // Документы Государственного учреждения — Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном АО г. Омска.
0
No votes yet