Проблемы защиты прав потребителей в сфере транспортного обслуживания населения

Просцевич Полина Алексеевна, Сергиенко Кирилл Викторович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная юридическая академия», Институт юстиции
Научный руководитель: 
Боярская Юлия Николаевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права ФГБОУ ВО «СГЮА»

В связи с глобализацией, развитием науки и техники, все более острым становится вопрос транспортного обслуживания населения. По данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, пассажирооборот транспорта в январе – сентябре 2018 года составил 406,2 млрд. пассажиро-километров, в том числе железнодорожного – 101,1 млрд., автомобильного – 85,1 млрд., воздушного – 219,4 млрд. пассажиро-километров [5, с. 6].  А в области юриспруденции возникает проблема урегулирования перевозочного процесса, особенно по вопросам взаимодействия с потребителями. Гражданское право, в свою очередь, занимает одну из ведущих ролей в правовой регламентации сферы транспортного обслуживания населения, так как для взаимодействия между гражданами и перевозчиками используются различные формы гражданско-правовых договоров (в том числе – договора перевозки груза), а возмещение причинённого вреда осуществляется за счет предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) ответственности [1, с. 12].

С точки зрения действующего права и сложившейся практики правоприменения, транспортное законодательство имеет приоритет в отношении перевозочного процесса. При этом, исходя из позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», нормы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) распространяются исключительно на не урегулированные специальными законами аспекты общественных отношений в этой сфере [3, с. 1]. К тому же следует отметить, что нормы транспортного законодательства, принятые до введения в действие ГК РФ и Закона о защите прав потребителей, не обладают приоритетом над положениями, закрепленными указанными кодексом, законом [2, с. 26]. Представляется необходимым провести реструктуризацию транспортного законодательства, принятого до введения в действие ГК РФ и Закона о защите прав потребителей в рамках проводимой политики «регуляторной гильотины», отменив ненужные акты и приравняв к действующим актам оставшиеся. Авторы также рекомендуют закрепить судебное толкование приоритета транспортного законодательства по отношению к ГК РФ, Закону о защите прав потребителей в соответствующей норме.

Однако в процедуре привлечения перевозчика к гражданско-правовой ответственности существует коллизия между нормами гражданского законодательства, транспортного законодательства и Закона о защите прав потребителей, обусловленная специальным характером вышеупомянутого закона по отношению к ГК РФ и таким же специальным характером норм транспортного права по отношению к этому кодексу, в составе которого имеются нормы, посвященные транспортному обслуживанию и конкретным гражданско-правовым договорам, используемым для транспортного обеспечения населения [1, с. 14].

В доктрине, в частности, в работе Ю.П. Свит «Защита прав потребителей при оказании транспортных услуг» [4, c. 27], отмечается, что такое положение дел создает затруднения для реализации потребителем своих прав. Учитывая же разноплановость норм транспортного законодательства, следует по-отдельности рассмотреть данную проблему в области железнодорожного транспорта, воздушного транспорта и автомобильного каршеринга.

С одной стороны, согласно нормам, регулирующим транспортное обеспечение населения с помощью железнодорожного, внутреннего водного и воздушного транспорта, законодателем прямо предусмотрен обязательный претенциозный порядок. С другой стороны, Законом о защите прав потребителей и законодательством в области автомобильных перевозок (в том числе – каршеринга) такого порядка не предусмотрено. Представляется возможным, в целях обеспечения единообразия и непротиворечивости права, внести изменения в вышеупомянутый закон, устанавливающий такой порядок для всех договоров оказания транспортных услуг с участием физических лиц, либо добавив бланкетную норму, указывающую на наличие особого порядка для воздушного, железнодорожного и иного транспортного законодательства. Подобное решение уже применялось при разрешении коллизии, связанной с вопросами подсудности в Уставе железнодорожного транспорта. Воздушный кодекс Российской Федерации пошел по другому пути и исключил норму о подсудности полностью.

В отличии от любого иного транспортного обеспечения населения, каршеринг не имеет коллизий с Законом о защите прав потребителей, так как под его действие подпадает лишь малая часть данных отношений. Связано это с тем, что лицу оказывается услуга в виде предоставления в пользование и лишь некачественное ее исполнение может быть предметом иска со стороны лица, рассматриваемого в качестве потребителя.

Более того, интересным фактом представляется непубличность, или, скорее, квазипубличность договора каршеринга в сравнение с другими договорами транспортного обслуживания населения. Помимо того, что для заключения такого договора необходим статус специального субъекта (лица, обладающего действующими водительскими правами), в оказании услуги может быть оказано, если имеются основания полагать, что лицо находится в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, или нарушило договор каршеринга с оператором в прошлом.

Таким образом, в современном праве существует множество проблем, связанных с взаимодействием гражданского и транспортного законодательства с Законом о защите прав потребителей в области транспортного обеспечения населения. Для решения части из них, авторы рекомендуют внести изменения в соответствующее законодательство, предполагающее отмену неактуальных правовых актов, принятых до введения в действие ГК РФ и Закона о защите прав потребителей, нормативное закрепление приоритета транспортного законодательства в сфере транспортного обеспечения потребителей над вышеупомянутым законом и установление обязательного претенциозного порядка по отношению ко всем видам транспортного обслуживания населения.


Список литературы

  1. Гараев Э.М. Соотношение транспортного законодательства и законодательства о защите прав потребителей // Проблемы экономики и юридической практики. 2013. № 3. С. 12-14.
  2. Епифанова Т.В., Савицкая Ю.В., Чугуй Л.Е. Применение «Закона о защите прав потребителей» к гражданско-правовым договорам в сфере транспортного обслуживания населения // Пробелы в российском законодательстве. 2018. № 7. С. 25-27.
  3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // Российская газета. 2012. 11 июля; Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2012. № 9.
  4. Свит Ю.П. Защита прав потребителей при оказании транспортных услуг // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. № 2. С. 23-31.
  5. ТРАНСПОРТ РОССИИ. Информационно-статистический бюллетень. Январь-сентябрь 2018 года // Министерство транспорта Российской Федерации: официальный сайт. 2018. 18 дек. URL: https://mintrans.gov.ru/documents/7/9738 (дата обращения: 19.03.2021).
0
No votes yet