Проблемы законодательства при проведении подготовительного этапа специальной оценки условий труда

Никонова Юлия Дмитриевна
ЧОУ ВО «Сибирский юридический университет», г. Омск

Свое начало подготовительный этап согласно Федеральному закону от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" берет с образования комиссии по проведению специальной оценки условий труда (Далее – СОУТ). Статья 9 данного Федерального закона указывает на требования к формированию комиссии. Так число членов данной комиссии должно быть нечетным. Данное положение введено для того чтобы не возникало ситуаций, при которых число голосов членов комиссии могло бы быть равным так как это привело бы к невозможности принятия решения комиссией, что отрицательно влияло бы на весь ход проведения специальной оценки условий труда. В комиссию по проведению специальной оценки условий труда включаются: представители работодателя, представители выборного органа профсоюзной организации или иного представительного органа, если он имеется в организации.

Формулировка положений статьи 9 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" оставляет без ответа некоторые вопросы. Например, в части 2 статьи 9 указано, что представители выборного органа профсоюзной организации или иного органа включаются в состав комиссии при наличии такого органа (органов). Данная формулировка вызывает вопрос, к какому именно органу законодатель относит оговорку «при наличии». Структура организаций не всегда является однообразной, а это означает, что в некоторых из них может отсутствовать профсоюзная организация. Тогда положение части 2 данной статьи создает угрозу нарушения трудовых прав работников, так как в данном случае коллектив организации не будет иметь возможности представлять интересы и защищать свои права через представителя в составе комиссии. Для решения данной проблемы необходимо конкретизировать положения данной статьи путем корректирования формулировки «при наличии».

Все та же часть 2 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" не позволяет конкретно установить является ли включение указанных в ней субъектов в состав комиссии правом или обязанностью работодателя. Подобная формулировка не позволяет судить о важности того или иного субъекта в составе комиссии при проведении СОУТ. Невозможность по смыслу статьи выделить обязательных и дополнительных субъектов комиссии, может приводить к некорректному формированию ее состава. В данном случае необходимо указать, насколько важен, тот или иной субъект, включающийся в комиссию, для проведения СОУТ, а именно распределить их на обязательные и дополнительные (вспомогательные).

К обязательным субъектам следует отнести:

  1. Представителей работодателя: руководитель организации или его заместитель.
  2. Представителя работников: представители выборного органа профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
  3. Специалиста по охране труда: работник данной организации, а в случае его отсутствия привлекаемый по договору работодателем.

К дополнительным субъектам можно отнести всех иных представителей работников и работодателя, других лиц, как работников так и не работников данной организации, которые являются специалистами в области охраны труда, решение о привлечении которых работодатель принимает по своему усмотрению.

Подготовительный этап проведения СОУТ включает в себя разработку и утверждение графика ее проведения. Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" закрепляет в качестве обязанностей работодателя образовать комиссию по проведению СОУТ и утверждение графика ее проведения.

Законодателем не дается указания на то, каким субъектом должен разрабатываться график проведения СОУТ, но по смыслу статьи можно сделать вывод о том, что данный документ должен разрабатываться комиссией, утверждаемой работодателем.

Законодательством РФ о СОУТ не содержится требований к форме и содержанию графика проведения специальной оценке условий труда.

Существует несколько подходов к разработке графика проведения специальной оценке условий труда:

  1. Исходя из проводимых мероприятий.
  2. Исходя из перечня рабочих мест (указание на конкретные рабочие места
    с определением их наименований, численности работников, схожих рабочих мест и другие).

Недостаток первого подхода заключается в отсутствии указания на конкретные рабочие места, которые должны подвергаться проверке, что не позволяет точно оценить объем предстоящих работ и сроки их проведения.

Второй подход к разработке графика проведения СОУТ является более эффективным, но для его реализации необходимо предварительное определение перечня рабочих мест в организации, в отношении которых будет проводиться специальная оценка условий труда.

Таким образом, подготовка и утверждение перечня рабочих мест является необходимым действием перед разработкой графика проведения СОУТ.

Подготовка и утверждение перечня рабочих мест включают в себя направления и объем предстоящей СОУТ. В статье 209 Трудового кодекса РФ законодатель дает определение понятию «Рабочее место». Им признается «место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя». Более точное определение понятия было дано в ГОСТ 19605-74 «Государственный стандарт Союза ССР. Организация труда. Основные понятия. Термины и определения» в нем рабочее место закреплено как «зона, оснащенная необходимыми техническими средствами, в которой совершается трудовая деятельность исполнителя или группы исполнителей, совместно выполняющих одну работу или операцию». Если объединить данные формулировки, то можно получить одно определение полностью соответствующее целям проведения СОУТ.

Часть 5 статьи 6 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" закрепляет обязанность комиссии по утверждению перечня рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ, с указанием аналогичных мест. Аналогичными рабочими местами законодатель признает  «рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты».

При сравнении определений аналогичных рабочих мест в Федеральном законе от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и в ранее действовавшем на территории РФ Порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда 2011 г. можно выявить ряд отличий.

Ранее действовавший Порядок в отличие от Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ включал в себя такие признаки аналогичного рабочего места как «расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т.п.) на рабочем месте», «одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени».

В Федеральном законе от 28.12.2013 N 426-ФЗ отсутствует признак «одинакового набора вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени», что создает определенную опасность признания аналогичными рабочие места с фактически разными вредными и (или) опасными производственными факторами и неверно провести СОУТ.

Таким образом, при рассмотрении порядка проведения СОУТ, можно сделать выводы о том, что, во-первых, на этапе подготовки к проведению СОУТ выделяется несколько стадий:

  1. Образование комиссии по проведению специальной оценки условий труда.
  2. Утверждение перечня рабочих мест в организации, с указанием на аналогичные.
  3. Разработка и утверждение графика специальной оценки условий труда.

А во-вторых, для совершенствования правового регулирования СОУТ необходимо:

  1. Более детально определить состав комиссии.
  2. Создать дополнительные гарантии прав работников.
  3. Установить взаимосвязь при утверждении графика и разработке перечня рабочих мест для проведения специальной оценки труда.
  4. Закрепить в законодательстве более точное определение «рабочего места».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года
    №197-ФЗ (в ред. от 31.07.2020) [электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru
  2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 года [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
  3. Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О специальной оценке условий труда" [электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru
  4. Анисимов И.М., Фомин А.И. Современные проблемы охраны труда на производстве// Научно-технический журнал Вестник.-2015г.-№2.-С.74-78.
  5. Домрачева О.В. Вредные и опасные условия труда как условие трудового договора и элемент института охраны труда: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук/Домрачева Ольга Витальевна; Уральская государственная юридическая академия.- Екатеринбург, 2011.-28с.
  6. Андреев Д.В., Лукачевский Н.И. Охрана труда на производстве//Московский экономический журнал.-2018.-№5(1).
  7. Комплекс мер по стимулированию работодателей и работников к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников, а также по мотивированию граждан к ведению здорового образа жизни: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 года № 833-р [электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru
0
No votes yet