Социальные интересы членов общества в значительной степени связаны с процессами приобретения разнообразных товаров, и использования результатов работ и услуг. Положение граждан в нашей стране в экономическом аспекте во многом обусловлено уровнем качества товаров, работ и услуг, предоставляемых в сфере потребительских отношений.
В соответствии с основными положениями законодательства РФ, все физические лица являются потребителями товаров, а также работ и услуг, которые предоставляются разнообразными организациями и индивидуальными предпринимателями на возмездной основе. Область, охватывающая правовое регулирование реализации прав потребителей, является весьма значительной и охватывает большой по объему перечень предоставляемых товаров, результатов работ и услуг.
Одной из существующих в настоящее время проблем законодательного регулирования защиты прав потребителей, является проблема взаимосвязанных договоров. Наиболее серьёзным последствием связанности является единство юридической судьбы заключённых договоров. Характерным примером может послужить известное европейскому праву правило, позволяющее отказаться от договора потребительского кредита в связи с прекращением связанного с ним договора купли-продажи. Проблема осложняется тем, что потребитель нередко оказывается вовлечён в договорные отношения с двумя разными лицами – непосредственным продавцом и кредитной организацией, финансирующей куплю-продажу [1, c. 40]. В праве Европейского Союза, регулирование связанных договоров потребительского кредита впервые было закреплено в Директиве 94/47/ЕС «О защите приобретателей применительно к некоторым аспектам договоров, относящихся к приобретению права пользования в отдельные периоды времени недвижимым имуществом» и Директиве 97/7/EC «О защите потребителей по договорам, заключаемым дистанционным способом».
Понятие связанных договоров применительно к потребительским кредитам также нашло закрепление в ст. II.-5:106 Модельных правил европейского частного права (DCFR) [2, c. 458].
В российском праве схожие правила отсутствует, а попытки ввести соответствующий институт оказались безуспешными. Таким образом, по нашему мнению, законодателю необходимо восполнить указанный пробел.
Обратимся к следующей проблеме, существующей на потребительском рынке – защита прав потребителей, при приобретении товаров дистанционным способом.
Принимая решение о приобретении товара дистанционным способом, покупателю необходимо уделять особое внимание на информацию о товаре и условиях покупки, предоставляемых продавцом. Правила продажи товаров дистанционным способом устанавливают для продавца обязанность предоставить покупателю всю необходимую информацию: об основных потребительских свойствах товара, адресе (месте нахождения) продавца, месте изготовления товара, полном фирменном наименовании продавца, цене и условиях приобретения товара и так далее. И вот здесь возникает довольно серьезная проблема.
Покупая товар в обычных магазинах, мы знаем все их данные: наименование магазина, юридический адрес, ОГРН и прочее. С этими данными у нас есть возможность обратиться в государственные органы и общественные организации для защиты своих нарушенных прав.
При осуществлении покупок дистанционным путем довольно часто мы можем увидеть только название сайта, контактный телефон и адрес. В данном случае вся информация о продавце находится на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Однако довольно часто продавцы не являются собственниками серверов сайта, и для размещения информации им приходится обращаться к организациям посредникам, владеющим необходимым для этого оборудованием и оказывающим данные услуги. Также может возникнуть ситуация, когда содержащаяся на сайте информация о продавце и товаре недействительна. Таким образом, на наш взгляд, необходимо усиливать контроль со стороны государства за деятельностью подобных сайтов и привлекать владельцев сайтов к административной ответственности, поскольку недостоверная информация вводит потребителя в заблуждение.
Соответственно здесь возникает проблема допустимой меры ответственности продавца и посредника, который оказывает услуги по содержанию сайта и размещению информации о продавце и товаре. Необходимо установление ответственности посредников за предоставление недостоверных или неполных сведений. Помимо этого, требуется установление обязательного перечня сведений о юридическом лице, которые размещаются на сайте, а также информации о посреднике, регулирующем работу самого сайта.
Законодательство не допускает передачу потребителю товаров, которые не соответствуют предварительной договоренности, если такую передачу сопровождает требование об обязательной оплате товаров. На практике же мы имеем ситуации, когда потребитель получает товар с использованием почтовой связи и в почтовом отделении ему необходимо произвести оплату за получаемую посылку, а после её вскрытия выясняется, что товар, получаемый потребителем, не соответствует заказанному или пришел не в полной комплектации. За данные действия продавца предусмотрена административная ответственность, но она не всегда является эффективной.
Присутствует проблема, связанная со сроками доставки товара. Правила продажи товаров дистанционным способом устанавливают для продавца обязанность по передаче товара покупателю в порядке и сроки, устанавливаемые договором. В том случае, если срок доставки товара не определен и отсутствует возможность определить этот срок, товар должен быть передан продавцом в разумный срок. Обязательство, которое не исполняется в разумный срок, продавец обязан выполнить в 7-дневный срок со дня предъявления покупателем требования о его исполнении.
Решение в данном случае заключается в законодательном определении временных границ для выполнения заказа дистанционным способом. В случае, когда данный срок не устанавливается договором, оптимальный срок можно установить в 30-40 дней с момента заказа.
Подводя итоги, следует отметить, что в законодательстве, регулирующем дистанционную продажу товаров, существует ряд проблем и пробелов. Решение данных проблем, по нашему мнению, должно осуществляться путем внесения изменений в законодательство, а также с помощью повышения уровня государственного надзора в данной сфере. Также следует сказать, что перечень рассмотренных проблем в сфере дистанционной продажи не является исчерпывающим и требует дальнейшего научного исследования.
По нашему мнению, необходимо дополнить пункт 23 Правил продажи товаров дистанционным способом следующим предложением: «Если в договоре срок доставки товара не определен и отсутствуют возможности определить этот срок, товар должен быть передан продавцом не позднее 30 дней с момента заключения договора купли-продажи».
Законодательство о защите прав потребителей - комплексная отрасль законодательства, которая до сих поря находится на этапе становления. Принятие законов, затрагивающих сферу прав потребителей - достаточно сложный процесс, поэтому правоотношения с участием потребителей регламентируются и подзаконными нормативными актами [3, с. 59].
В заключение хотелось бы отметить, что защита прав граждан как потребителей законодательством регулируется, но имеются недостатки. Остается надеяться, что в законодательство о защите прав потребителей в ближайшем будущем будут внесены необходимые изменения, позволяющие усовершенствовать взаимоотношения между потребителями и производителями (продавцами) товаров и внести в них больше ясности и однозначности для последующей реализации на практике.
Литература
- Кирпичев А. Е. Категория взаимосвязанных договоров в российском и европейском праве // Гражданское право. − 2014. − №2. − С. 40 - 43.
- Модельные правила европейского частного права / Пер. с англ.; Науч. ред. Н.Ю. Рассказова. М.: Статут, 2013. 989 с.
- Мохоров Д.А., Демидов В.П., Мохорова А.Ю. Защита прав потребителей. Социально-правовой аспект // Научно-практическое пособие / Санкт-Петербург, 2017. 168 с.