Проблемы социального обеспечения спортстменов и тренеров в России

Кунчинина Анастасия Дмитриевна
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, г. Самара

В настоящее время спорт занимает важное место в жизни каждого человека. Он дарит бодрость, приносит радость и улучшает физическую форму. Кроме любителей много людей посвящают спорту всю свою жизнь и занимаются им на профессиональной основе. Но, к сожалению, профессиональные спортсмены и тренеры в действительности сталкиваются со множеством различных проблем в сфере социального обеспечения.

Представляется, что в настоящее время тренеры детско-юношеских спортивных школ имеют более низкий уровень пенсионного обеспечения по сравнению с периодом до принятия ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в 2001 году. Ранее данная категория работников имела возможность получать пенсию за выслугу лет согласно ст. 80 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации"[3] и  постановлению Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с  педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей"[5]. Однако с принятием федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"[9] для граждан, работающих в образовательной сфере, было предоставлено право на досрочное назначение пенсии по старости при осуществлении ими педагогической деятельности не менее 25 лет. Тем самым, пенсия за выслугу лет педагогам в различных учреждениях для детей была отменена. К сожалению, тренеры детских спортивных школ были фактически лишены права на данный вид пенсии.  Согласно постановлению Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости…»[7] работа в должностях тренеров-преподавателей детских спортивных школ установленных видов засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, только при одновременном наличии двух условий:

1) на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях и в учреждениях, указанных в списке постановления, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

2) у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях и в учреждениях, указанных в списке постановления.

Получается, что на момент введения трудовых пенсий специалисты, недавно пришедшие в качестве тренеров в детско-юношеский спорт, были лишены и права на пенсию за выслугу лет, и права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Стоит отметить парадокс: согласно измененным правилам руководители физического воспитания в образовательных учреждениях различных типов не утратили права на досрочную пенсию. Хотя и для тренеров-преподавателей, и для руководителей физического воспитания устанавливаются одинаковые требования к режиму рабочего времени и режиму отдыха согласно приказу Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 г. № 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность"[4]. К тому же данные категории работников ведут педагогическую деятельность в отношении одной возрастной группы лиц (детей до 18 лет).  Однако, как справедливо отметила М.И. Акатнова, «ответственность же за спортивные результаты детей, обучающихся в специализированных спортивных школах, у тренеров значительно выше»[1, с. 24-29].

Дальнейшее развитие пенсионного законодательства не улучшило положение тренеров детско-юношеских спортивных школ.

Представляется, что достойного социального обеспечения спортсменов в России тоже нет. Хотя в последние годы государство большое внимание уделяет развитию физической культуры и спорта. На сегодняшний день в результате сравнительно недавних изменений в пенсионной системе спортсмены не получили право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Исходя из мнения О.А. Шевченко, можно выделить две основные причины сложившейся ситуации с низким уровнем пенсионного обеспечения спортсменов:

1) профессиональный спорт – это молодое явление не только для нашей страны, но и для всего мира. В России данное понятие получило закрепление на законодательном уровне только в 2007 году с принятием Федерального закона № 329-ФЗ от 07.12.2007 "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Однако термин «профессиональный спортсмен» введен не был.

2) отсутствие законодательного закрепления на федеральном уровне понятия «профессиональный спортсмен». Хотя понятия «профессиональный спорт», «спортсмен», «спортсмен высокого класса» даны в ФЗ № 329 "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Но по мнению автора, они не дают точного основания для понимания, для кого спорт - это работа, главный источник средств к существованию, а для кого – дополнительный вид деятельности[13, 0,7 п. л.].

Существуют также проблемы и с другими видами социального обеспечения. В настоящее время на федеральном уровне отсутствует даже нормативное закрепление вопроса социальной защиты спортсменов. Хотя ранее Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4868-1 «Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте»[6] и Федеральный закон от 29.04.1999 № 80 «О физической культуре и спорте в Российской»[11] содержали статьи, посвященные мерам и гарантиям социальной защиты спортсменов.

Также стоит отметить, что в РФ есть определенные меры социальной поддержки спортсменов. Но, к сожалению, на федеральном уровне закреплено небольшое число мер, которые распространены только в отношении ограниченного круга лиц. К примеру, лишь чемпионы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр вправе получать ежемесячное денежное пособие в размере 250 процентов размера социальной пенсии. Различные стипендии, установленные подзаконными нормативными актами, тоже распространяются на узкий круг лиц. На региональном уровне круг лиц, имеющих возможность получить различные социальные выплаты, немного расширен.  Например, в Самарской области большое внимание уделяется социальной поддержке спортсменам и тренерам, проживающим в регионе. Законодательством Самарской области установлены пожизненные стипендии чемпионам и призерам Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр и тренерам, их подготовившим [8] и выплаты. Безусловно, данные положения направлены на повышение уровня жизни спортсменов и тренеров в Самарской области.

На наш взгляд, расширение круга спортсменов и тренеров, которые имеют право на получение дополнительных мер поддержки, имеет положительный эффект, однако для решения проблемы достойного социального обеспечения на уровне всей страны - недостаточно.

Многие ученые-юристы неравнодушны к проблемам социального обеспечения спортсменов и тренеров. И в целях их разрешения они выдвигают разные предложения. Например, О.А. Брусникина, С.В. Алексеев считают, что необходимо дополнить федеральное страховое законодательство положениями, предусматривающими обязательное государственное личное страхование членов сборных команд России по всем видам спорта; снизить возраст для назначения трудовых пенсий по старости на 5 лет (по ранее действовавшему законодательству) чемпионам и призерам Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр трудовые по старости; включить в ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" о социальной защите спортсменов и других субъектов физической культуры и спорта и др.[2, с. 3-8 ] Интересные меры высказывают В.А. Рубан и А.В. Рак. Они предлагают создать общероссийские фонды-пулы, предназначенные для выплаты стипендий, предоставления дотаций и субсидий спортсменам-профессионалам и молодым перспективным атлетам, снизить возраст выхода на пенсию для спортсменов высокого класса сроком на 5 и 10 лет и др. [12, с. 55-61]

На наш взгляд, улучшить уровень социального обеспечения спортсменов и тренеров помогут следующие меры:

  • дополнение определения «спортсмен высокого класса», содержащееся в ФЗ от 04.12.2007 N 329 "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", словами: «…для которого спорт является основным видом деятельности и главным источником средств к существованию»;
  • отнесение профессионального спорта к категории работ с вредными условиями в целях предоставления им права на назначение досрочной страховой пенсии по старости;
  • предоставление тренерам-преподавателям различных типов ДЮСШ права на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
  • разработка комплекса мер социальной поддержки для спортсменов, не являющихся чемпионами Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр на федеральном уровне.

Представляется, что данные меры приведут к большему развитию физической культуры и спорта, улучшат социальное положение спортсменов и тренеров, а также привлекут к занятию профессиональной спортивной деятельностью большее число молодых и перспективных спортсменов и тренеров.


Библиографический список:

  1. Акатнова М.Н. Пенсионное обеспечение спортсменов и тренеров. // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2015. N 4. С. 24-29.
  2. Брусникина О. А., Алексеев С. В. Проблемы социальной защиты спортсменов в Российской Федерации: законодательные пути решения. // Спорт: экономика, право, управление. 2011. N 3. С. 3-8.
  3. О государственных пенсиях в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер. закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
  4. Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность: Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 г. N 536: зарегистрировано в Минюсте России 1 июня 2016 г. N 42388 // Рос. газ. – 2016. – 16 июня. 
  5. Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей: Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067: утвержден Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. // Рос. газ. – 1999. – 30 сентября. 
  6. Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте [Электронный ресурс]: Федер. закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4868-1. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
  7. О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации": Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N  781: утвержден Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. // Рос. газ. – 2002. – 6 ноября. 
  8. "О стипендиях Губернатора Самарской области чемпионам и призерам Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр (Всемирных игр глухих), победителям и призерам международных соревнований "Дружба-84", спортсменам Самарской области, входившим в спортивные сборные команды СССР и (или) Российской Федерации и постоянно проживающим на территории Самарской области, и их тренерам, постоянно проживающим на территории Самарской области" (вместе с "Положением о стипендиях Губернатора Самарской области чемпионам и призерам Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр (Всемирных игр глухих), победителям и призерам международных соревнований "Дружба-84", спортсменам Самарской области, входившим в спортивные сборные команды СССР и (или) Российской Федерации и постоянно проживающим на территории Самарской области, и их тренерам, постоянно проживающим на территории Самарской области"): Постановление Губернатора Самарской области от 11 октября 2011 г.  N 136: утвержден Постановлением Губернатора Самарской области от 11 октября 2011 г. URL: http://pravo.gov.ru/  (дата обращения: 26.02.2022).
  9. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 30 ноября 2001 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 5 декабря 2001 г. // Рос. газ. – 2001. – 20 декабря.
  10. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 4 декабря 2007 N   329-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 16 ноября 2007 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 23 ноября 2007 г. // Рос. газ. - 2007. – 8 декабря.
  11. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 13 января 1999 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 27 января 1999 г. // Рос. газ. – 1999. – 6 мая.
  12. Рубан В.А., Рак А.В. Совершенствование правовых и организационных механизмов по предоставлению социальной защиты различным категориям спортсменов. // Вестник БГУ. Экономика и менеджмент. 2020. N 1. С. 55-61.
  13. Шевченко О. А. Особенности правового регулирования труда спортсменов. // Трудовые споры. 2008. N 12 (48). 0,7 п. л.
0
No votes yet