Проблемы правового регулирования порядка назначения мировых судей на должность

Акопян Арутюн Костанович
ЧОУ ВО «Сибирский юридический университет», г. Омск

Согласно пункту 2 статьи 17 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»  (далее – закон о судебной системе)[1], должности мировых судей Российской Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.  Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации»[2], мировые судьи назначаются на должность законодательным органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ. Такой порядок хочется и представляется возможным рассмотреть на примере Омской области.

Деятельность мировых судей Омской области, а также порядок назначения их на должность и наделения полномочиями регулируется Законом Омской области от 8 октября 2001 года № 303-ОЗ «О мировых судьях Омской области». Так, согласно статье 4 названного закона мировые судьи назначаются на должность Законодательным Собранием Омской области.  Помимо этого, кандидату, претендующему на занятие должности мирового судьи необходимо получить заключение квалификационной коллегии судей. Необходимо, что такое заключение должно быть положительным.

Законодательным Собранием Омской области в течение двух месяцев со дня получения представления о назначении лица, рекомендуемого на должность мирового судьи,  должно быть принято решение о назначении кандидата на должность мирового судьи. Очевидно, что не всегда решение принимается в пользу кандидата, Законодательное Собрание вправе и  отклонить кандидатуру. В таком случае, повторное рассмотрение этой же кандидатуры возможно при наличии повторного заявления кандидата и нового положительного заключения квалификационной коллегии судей для назначения его на должность.

Первоначально мировой судья назначается на трехлетний срок. По истечении данного срока лицо, ранее занимавшее должность мирового судьи снова может претендовать на занятие данной должности. В таком случае также есть ограничения по срокам. Так, вновь назначаемый мировой судья назначается на срок равный десяти годам.

При первом назначении на должность мировой судья обязан пройти обучение, по программе профессиональной переподготовки, в образовательных организациях высшего или дополнительного профессионального образования, в том числе в форме стажировки в суде. Общая продолжительность профессиональной переподготовки мирового судьи не может превышать шесть месяцев [3]. Стоит отметить, что ни Законом о статусе судей, ни другим актом не предусмотрено гарантий совмещения профессиональной переподготовки мирового судьи с выполнением обязанностей возложенных на него. Полагаем, что в данном случае важно на законодательном уровне закрепить положение, согласно которому переподготовка мирового судьи  не должна проходить совместно с выполнением возлагаемых на него должностных обязанностей. Очевидно, что такое положение снижает качество и самой подготовки мировых судей к осуществлению правосудия и негативно отражается на их практике.

Назначение на должность мирового судьи завершается принесением им присяги следующего содержания: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняться только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть»[4]. Присяга принимается судьей в торжественной обстановке, перед Государственным флагом РФ и флагом субъекта РФ, что свидетельствует о большой ответственности, возлагаемой на будущего мирового судью. Но, нерешенным остается вопрос нарушения судьей присяги. В связи с тем, что законодателем данный вопрос никак не урегулирован, хочется указать на необходимость внесения в закон такого детально регламентированного основания как «нарушение мировым судьей присяги», которое могло бы повлечь за собой наступление определенных негативных последствий, например, приостановление или прекращение его полномочий.

Подводя итоги сказанному, хочется отметить, что порядок назначения мировых судей на должность хоть и законодательно закреплен, но остро нуждается в более четкой и детальной  проработке.


Список использованных источников:

1. О судебной системе Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. О мировых судьях в Российской Федерации: федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ (ред. от 28.11.2018). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. О мировых судьях Омской области: закон Омской области от 8 октября 2001 года N303-ОЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4. О статусе судей в Российской Федерации: закон РФ от 26 июня 1992 г. №3132- I. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

0
No votes yet