Проблемы правового регулирования образования инвалидов в Российской Федерации

Алакина Виктория Александровна
ЧОУ ВО «Сибирский юридический университет», г. Омск

Проблема получения образования инвалидами в России считается на сегодняшний день достаточно актуальной. Ведь, не имея, образования заработать на жизнь в среднем сложнее, также важно взаимодействовать с обществом, нельзя ограничивать инвалидов в получении образовании. По мнению А.Е. Постникова – «инвалиды воспринимались обществом как бремя, которое приходится нести и обществу, и людям, о них заботящимся» [1, с.209]. В нашем обществе нет интереса у физически здоровых людей вступать в образовательные отношения с лицами, имеющими физические отличия, то есть происходит дискриминация инвалидов.

С.С. Лебедева считает, что важнейшим показателем деятельности цивилизованного государства выступает расширение круга его обязанностей по отношению к менее защищенным социальным группам, в число которых входят инвалиды [2, с.3]. Государство обязано ориентировать «здоровое общество» так, чтобы инвалиды не чувствовали себя ущемленными и это необходимо подкреплять нормативными правовыми актами.

Согласно, ст. 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство поддерживает получение образования и гарантирует создание необходимых условий [3]. Проанализировав статью данного закона и ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [4] приходим к выводу, что в России существует: инклюзия, специализированные образовательные учреждения для инвалидов, право обучаться в общеобразовательных школах по выбору, право на тьютора-сопровождающего и пр.

Если в России проблема качественного образования инвалидов стала обсуждаться не так давно, то в США ее заметили еще в 1990-х годах. СМИ широко освещали в массы главные проблемы семей, имеющих человека с дополнительными потребностями. Как правило в США коррекционные школы отсутствуют, там действуют три подхода к обучению: мэйнстриминг, интеграция и инклюзия. Реализуется программа «Инклюжен», ее основы были заложены еще в 1973 году законом «Об обучении детей-инвалидов» [5, с.5]. Принят Акт об образовании детей-инвалидов, согласно которому ни одному ребенку-инвалиду не может быть отказано в приеме в государственную школу по причине инвалидности.

В других зарубежных странах также существует достаточно много правовых актов в отношении инвалидов. Система образования в Канаде предусматривает возможность обучения инвалидов на всех уровнях от школы до университета. Преобладает форма интеграционного образования, применяются специальные технические средства и индивидуальные программы [6, с.25]. Следовательно, можем сделать вывод, что российская система обучения инвалидов, еще не развита и отстает от многих других стран.

Наиболее острыми проблемами инклюзии инвалидов в российскую образовательную среду являются отсутствие пандусов, лифтов в школах, специальная техника для обучения, неподготовленность и нехватка педагогических кадров, способы преподавания. Ю.О. Агафанова считает, что все представители преподавательского состава должны иметь возможность идентифицировать лиц с ограниченными возможностями здоровья, чтобы стратегии и методы обучения, которые они используют, основывались на разумных практических рекомендациях [7, с. 5]. С мнением Ю.О. Агафановой, мы согласны, считаем необходимым ввести специальные курсы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава в тех образовательных организациях, куда на обучение поступили инвалиды, а также более развитие активного внедрения тьюторинга, то есть индивидуального сопровождающего инвалида, который уже имеет специальное образование.

По мнению С.И Заир-Бек, Ю.Н. Сергеева, А.А. Белякова «обучение инвалидов в России осложнено проблемами и это затрудняет их интеграцию в общество, инвалиды, которые приходят на рынок труда недостаточно профессиональны, по сравнению с физическими здоровыми людьми» [8, с.1]. Многие образовательные организации просто не хотят взаимодействовать с инвалидами, мало обращают внимание на данную категорию лиц, а государство недостаточно урегулировало отношения по социальной помощи инвалидов в сфере образования.

Таким образом, для решения проблемы правового регулирования образования инвалидов представляется необходимым дополнить Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» следующую главу: «Инклюзивное образование инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации», согласно которому, в частности, будет прописано, что ни одному инвалиду и ребенку-инвалиду не может быть отказано в приеме образовательную организацию, если он имеет возможность обучаться в ней, в том числе с привлечением тьютора (сопровождающего). Подтверждением возможности такого обучения инвалида является заключение психолого-медико-педагогической комиссии [9]. Правительству Российской Федерации в свою очередь незамедлительно необходимо принять соответствующее постановление, подробно реализующее нормы федерального закона. Так, например, федеральный закон должен содержать понятие «тьютор (сопровождающий)» а постановление Правительства должно пояснить как реализуется право инвалида на тьютора (сопровождающего).

Подводя итог, отметим, что правовое регулирование образования инвалидов требует дальнейшего изучения и развития с учётом российских реалий. Считаем, что в первую очередь оно должно быть направленно на увеличение инклюзивного образования.


Список литературы:

  1. Постников А.Е. Национальная специфика воспитания и образования инвалидов // Специальное образование. – 2016. – № 1. – С. 208-212.
  2. Лебедева С.С. Непрерывное образование инвалидов как социальной группы // Непрерывное образование. – 2019. – № 3. – С. 1-14.
  3. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (в ред. ФЗ от 08.11.2020 г. № 429-ФЗ) // СПС Консультант Плюс.
  4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.03.2021 г. № 51-ФЗ) // СПС Консультант Плюс.
  5. Галкина В.Д., Дегенгарт А.В. Сравнительный анализ развития инклюзивного образования в России и в США // Социология политики. – 2019. – № 1. – С. 5.
  6. Ицкий П.В. Ветераны, инвалиды, чернобыльцы // Вестник Премского государственного университета. – 2016. – №23. – С. 25.
  7. Агафонова Ю.О. Инклюзивное образование: разработка новой теории обучения инвалидов и лиц с ОВЗ // Московский экономический журнал. – 2016. – №2. – С. 1-6.
  8. Заир-Бек С.И., Сергеев Ю.Н., Беликов А.А. Доступность и качество высшего образования для инвалидов: миф или реалии? // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 1. – С. 1-4.
  9. План мероприятий по созданию специальных условий получения общего и дополнительного образования обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2018 – 2020 годы (утв. Минпросвещения России 19.06.2018).

 

0
No votes yet