Проблема сохранения концепции договора перевозки пассажиров при изменении законодательства

Умаров Ислям Рахмонкулович
ЧОУ ВО «Сибирский юридический университет», г. Омск
Научный руководитель: 
Резина Наталья Анатольевна, доцент кафедры гражданского права, кандидат юридических наук

24 февраля был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»[5], в связи с которым лица, не достигшие 16 летнего возраста, проезжающие в общественном транспорте без сопровождения взрослых, не несут ответственность в виде обязанности покинуть транспортное средство за неисполнение обязательства оплаты проезда по договору перевозки пассажиров. Сам по себе договор перевозки пассажиров представляет собой соглашение перевозчика и пассажира, по которому перевозчик несёт обязанность доставить пассажира, а также его багаж до пункта назначения, а пассажир в свою очередь обязуется оплатить установленную цену за проезд.[1] Новый закон в свою очередь регулирует отношения, в которых лицо не исполняет свои обязанности и не оплачивает проезд, однако перевозчик всё равно остаётся обязан доставить лицо и его груз в пункт назначения, в связи с чем образуется вопрос о концепции договора перевозки пассажиров в данном конкретном правоотношении.

Договор перевозки пассажира является консенсуальным, возмездным, двусторонним договором. Правоотношение возникает с момента заключения договора, исходя из консенсуальности данного договора и специфике данных правоотношений, можно сделать вывод о том, что моментом заключения договора является момент пересечения пассажиром порога транспортного средства.[3] Билет же является удостоверением договора, однако в муниципальном общественном транспорте билет выдаётся по факту оплаты проезда, поэтому не исполнив обязательство по оплате проезда лицо приобретает статус безбилетного пассажира. Часть 21 статьи 20 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» была введена Федеральным законом от 24.02.2021, до этого нормативное регулирование борьбы с безбилетным проездом состояло только из административно-правовой ответственности в соответствии с административным законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, в Омской области такое правонарушение регулируется Законом Омской области «Кодекс Омской области об административных правонарушениях» статьей 22 и предусматривает ответственность в форме предупреждения или штрафа в размере от ста до ста пятидесяти рублей, на федеральном уровне данное правонарушение наказывается по статье 11.18 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Теперь же перевозчик, в лице должностного лица, уполномоченного на осуществление проверки подтверждения оплаты, может самостоятельно потребовать исполнения обязанности покинуть транспортное средство в ближайшем остановочном пункте. Но такое требование нельзя применить к лицам, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, следующих без сопровождения совершеннолетнего лица, как и административную ответственность, в связи с возрастом наступления административной ответственности.

Договор перевозки пассажиров имеет возмездный характер, однако в рассматриваемом правоотношении перевозчик не получает оплаты за предоставляемую услугу. Новый принятый закон предусматривает запрет на принудительную высадку пассажира, не достигшего шестнадцатилетнего возраста у ближайшего остановочного пункта, но не исключает иных прав и обязанностей сторон договора, поэтому мы можем сделать вывод о том, что хоть в рассматриваемом правоотношении пассажир, не оплачивая проезд, имеет право доехать до пункта назначения, а перевозчик корреспондирующую обязанность довезти пассажира и его груз до пункта назначения, при этом закон не исключает обязательств по оплате проезда и гражданско-правовой ответственности, которые можно применить к данному лицу, однако хоть закон и допускает такое требование по принудительной оплате проезда посредством искового обращения в суд, но целесообразность такого процесса не всегда соответствует логике и зависит от вида перевозки. В случае муниципального общественного транспорта, транспортному предприятию будет не выгодно обращаться в суд за взысканием средств с несовершеннолетнего лица, но этого права его никто не лишает. Исходя из этого следует, что возмездность договора остаётся неизменной, проблему составляет только определение ответчика при подаче искового заявления.

Исходя из положения статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК), а также Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 № 26 перевозка пассажиров является публичным договором, исходя из чего перевозчик не вправе отказать лицу в заключении договора, тем самым принимая на себя обязательство по доставлению пассажира и его багажа до пункта назначения. Перевозчик не может необоснованно уклоняться от заключения договора по причине отсутствия денежных средств у пассажира, потому что договор заключается при пересечении порога транспортного средства, в связи с чем перевозчик не может знать об отсутствии денежных средств до заключения договора, исходя из этого положения абзаца второго пункта 3 статьи 426 ГК не могут применяться к перевозчику.

Пояснительная записка к данному законопроекту[2] не содержит обоснования положения о запрете принудительной высадки безбилетного лица, не достигшего шестнадцатилетнего возраста. Исходя из логики и тенденций развития законодательства, такие изменения связаны с охраной прав детей и предупреждения преступности в отношении лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста, потому как принудительно высаживая такое лицо оно будет вынуждено самостоятельно, без сопровождения совершеннолетнего лица добираться до пункта назначения, в некоторых случаях даже в крайне неблагоприятных климатических условиях, что также может подвергнуть несовершеннолетнее лицо риску стать жертвой преступления по сценарию «садись в машину, подвезу». По субъективному мнению автора такая цель, как обеспечение безопасности несовершеннолетних лиц оправдывает средство, в виде запрета перевозчику принудительно высаживать такое лицо в ближайшем остановочном пункте при неоплате проезда, однако недостаточно экономически обоснован. В Финансово-экономическом обосновании к законопроекту[6] не предусмотрены компенсационные выплаты из средств бюджета, что исходит из того, что сама обязанность пассажира по уплате проезда никуда не девается, но в реалиях современного общества перевозчик будет претерпевать убытки, не получая оплаты за предоставленную услугу, сумма которой зачастую не соответствует расходам на принудительное изъятие невыплаченных денежных средств. Также привлечение средств бюджета было бы нецелесообразно по причине дефицита федерального бюджета на 2021 год и планируемые 2022 и 2023 года.[4]

Подводя итог анализа договора перевозки пассажиров в свете нововведений по недопущению принудительной высадки безбилетного пассажира, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, следующего без сопровождения совершеннолетнего лица, автор приходит к выводу, что составляющие характеризующие договор элементы не были нарушены запретом принудительной высадки в ближайшем остановочном пункте отдельной категории граждан, по причине формулировки закона, запрещающее только применение определённой санкции в отношении таких граждан. При этом сохраняются все права перевозчика, за исключением права требования покинуть транспортное средство в ближайшем остановочном пункте, а также не нарушается возмездность, двусторонность и публичность, определена цена и все характеризующие признаки данного вида договора.


Библиографический список

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // СПС КонсультантПлюс
  2. Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" в части регулирования ответственности за безбилетный проезд на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте" // Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/922591-7
  3. Тайбаев Р.Ж. Правовая природа и особенности пассажирских перевозок автомобильным транспортом // Режим доступа: http://cyberleninka.ru
  4. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" от 08.12.2020 N 385-ФЗ // СПС КонсультантПлюс
  5. Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» // СПС КонсультантПлюс
  6. Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" в части регулирования ответственности за безбилетный проезд на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте" // Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/922591-7
0
No votes yet