Проблема предоставления гарантий работникам, получающим образование по программам бакалавриата, магистратуры и специалитета

Лукин Артём Дмитриевич
Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета Прокуратуры Российской Федерации, г. Санкт-Петербург

В силу статьи 26 Всеобщей декларации прав человека каждый имеет право на образование, при этом высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого[2]. Согласно части первой статьи 43 Конституции Российской Федерации каждый человек имеет право на образование[1]. Из приведенных выше норм следует, что  в современном мире образование играет важную роль. В то же время в соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, а также выбирать род деятельности и профессию. В связи с этим возникает проблема реализации права на образование в период трудовой деятельности. Стоит отметить, что право на образование трудящихся, по мнению доктора юридических наук Лушникова А. М., может быть реализовано двумя способами: самостоятельное поступление в образовательные организации, имеющие соответствующие лицензии (то есть работник получает образование за пределами рабочего времени) и обучение в образовательных подразделениях работодателя или направление работодателем работника в соответствующие организации, что  предусмотрено трудовым или коллективным договорами[11, с. 682]. В главе 26 Трудового Кодекса Российской Федерации предусмотрены гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением образования (основное общее, среднее общее, среднее профессиональное, а также высшее образование и подготовка кадров высшей квалификации). Отметим, что в данной работе будет затронута проблема предоставления гарантий работникам, получающим образование по программам бакалавриата, магистратуры и специалитета. Обратимся к её изучению.

 Так, согласно статье 173 Трудового Кодекса Российской Федерации работодатель предоставляет работникам, направленным работодателем на обучение или поступившим самостоятельно на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам специалитета, бакалавриата, магистратуры и осваивающим успешно образовательные программы, дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для прохождения аттестации (по соглашению работника и работодателя к указанным отпускам могут присоединяться ежегодные оплачиваемые отпуска). Данные отпуска предоставляются для прохождения промежуточной аттестации (на первом и втором курсах 40 дней, на каждом последующем 50 дней, а также 50 дней на втором курсе при освоении образовательной программы в сокращенные сроки)  и для прохождения государственной итоговой аттестации (до четырех месяцев на основании учебного плана осваиваемой работником образовательной программы)[4]. Необходимо понимать, что  приведенные выше положения вызывают споры в правопримененительной практике, поэтому обратимся к её изучению.

Конституционный суд Российской Федерации 29 мая 2014 года издал Определение №1271-О по жалобе ЗАО «Чукотская горно-геологическая компания», которая оспаривала положение части первой статьи 173 Трудового Кодекса РФ о предоставлении гарантий, указанных в данной статье, поскольку, по мнению заявителя,  оспариваемое положение не учитывает специфику работы вахтовым методом, то есть влечет за собой обязанность работодателя дважды выплачивать работнику средний заработок за дни дополнительного отпуска, которые выпали на период междувахтового отдыха (данные дни уже оплачены работодателем через выплату заработной платы)[7]. Однако Конституционный Суд РФ решил, что оспариваемая норма не может нарушать права работодателя, поскольку само по себе совпадение учебного отпуска с периодом междувахтового отдыха (равно как и с периодом ежегодного отпуска) не предполагает отмены предоставления гарантированной государством возможности совмещать работу с обучением. Рассмотрим иные гарантии, предоставленные трудящимся действующим законодательством.

Важно понимать, что работодатель в некоторых случаях обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы: 1) на 15 календарных дней для работников, допущенных к вступительным испытаниям;   2) на 15 календарных дней для работников-слушателей подготовительных организаций высшего образования для прохождения итоговой аттестации. Кроме того, для работников, обучающихся по очной форме обучения, работодатель также обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы. Однако отпуск предоставляется для прохождения промежуточной аттестации на 15 календарных дней в учебном году, для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов на четыре месяца, для сдачи итоговых государственных экзаменов на один месяц.  Представляется, что студентам очной формы обучения также необходимо предоставить соответствующие равные условия по оплате и срокам прохождения аттестации, не нарушая основополагающий принцип трудового права, заключающийся в равенстве прав и возможностей работника.

Итак, первой особенностью, от которой зависит объем гарантий и компенсаций, предоставляемых работнику при получении образования, является форма получения образования, так как, например, при получении образования по заочной форме обучения работодатель оплачивает проезд к месту нахождения образовательной организации и обратно один раз в учебном году. Стоит отметить, что второй особенностью, влияющей на получение гарантий и компенсаций, является наличие или отсутствие государственной аккредитации образовательных программ. Например, работникам, которые осваивают соответствующие программы, имеющие государственную аккредитацию,  на период до 10 учебных месяцев перед началом прохождения государственной итоговой аттестации устанавливается сокращенная на 7 часов рабочая неделя по их желанию (при этом сокращение рабочего времени производится по соглашению сторон путем предоставления работнику одного свободного от работы дня в неделю либо путем сокращения продолжительности рабочего дня в течение недели). В том случае, если государственной аккредитации нет, то гарантии и компенсации устанавливаются коллективным или трудовым договорами. Ещё одни условием получения необходимых работнику гарантий при обучении является успешное освоение образовательной программы. Доктор юридических наук, профессор Куренной А. М. понимает под успешным освоением образовательных программ отсутствие академической задолженности за предыдущий период, выполнение всех работ, предусмотренных учебным планом[10, с. 387]. Необходимо работнику также предоставить работодателю справку-вызов из образовательной организации, подтверждающую обучение работника в данной образовательной организации, то есть предоставляющую возможность в установленные сроки пройти необходимые образовательные мероприятия. Таким образом, указанные условия являются необходимыми для получения учащимися работниками положенных им гарантий. Обратимся к изучению опыта зарубежных государств по указанной проблематике на примере Украины.

Согласно Кодексу законов о труде Украины дополнительные ежегодные отпуска предоставляются работникам, которые заняты на работах с тяжелыми условиями труда, а также за особый характер работы[6]. Кроме того, дополнительные отпуска могут быть предоставлены и в иных случаях, предусмотренных законодательством Украины. Согласно статье 15 Закона Украины об отпусках дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, которые обучаются без отрыва от производства в высших учебных заведениях с вечерней и заочной формами обучения в следующих случаях: 1) на первом и втором курсах в период установочных занятий, выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов для обучающихся в высших учебных заведениях: для первого и второго уровней аккредитации с вечерней формой обучения на 10 календарных дней, для третьего и четвертого уровней аккредитации с вечерней формой обучения на 20 календарных дней, независимо от уровня аккредитации с заочной формой обучения на 30 календарных дней; 2) на третьем и последующих курсах в период установочных занятий, выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов для обучающихся в высших учебных заведениях: для первого и второго уровней аккредитации с вечерней формой обучения на 20 календарных дней, для третьего и четвертого уровней аккредитации с вечерней формой обучения на 30 календарных дней, независимо от уровня аккредитации с заочной формой обучения на 40 календарных дней; 3) на период сдачи государственных экзаменов в высших учебных заведениях независимо от уровня аккредитации на 30 календарных дней; 4) на период подготовки и защиты дипломной работы студентам, которые учатся в высших учебных заведениях с вечерней и заочной формами обучения первого и второго уровней аккредитации, на два месяца, а в высших учебных заведениях третьего и четвертого уровней аккредитации на четыре месяца[5]. Итак, нововведением в действующем законодательстве Украины является ранжирование образовательных учреждений в зависимости от уровня аккредитации (количества и качества образовательных программ), именно от этого зависит продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска. Продолжительность дополнительных оплачиваемых отпусков в Украине работникам, получающим второе (следующее) высшее образование по заочной (вечерней) форме обучения в учебных заведениях последипломного образования определяется как для лиц, обучающихся на третьем и последующих курсах высшего учебного заведения соответствующего уровня аккредитации (что было указано выше). Согласно же статье 177 Трудового кодекса Российской Федерации гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением образования, предоставляются при получении образования соответствующего уровня впервые (данные гарантии могут быть предоставлены работникам, уже имеющим образование соответствующего уровня, но направленным работодателем для получения образования в соответствии с трудовым договором или ученическим договором, заключенным в письменной форме). Обратимся к судебной практике.

Конституционный суд Российской Федерации 8 апреля 2004 года вынес Определение №167-О по жалобе гражданина Ф.Ф.Чертовского[8]. Суть жалобы сводилась к тому, что данному гражданину работодатель не предоставил оплачиваемый отпуск, поскольку работник получал второе высшее образование с сентября 2002 года (первое высшее военное образование было получено в 1988 году), что ставило его в неравное положение с работниками, получавшими образование впервые. Однако Конституционный Суд указал, что положение части первой статьи 177 ТК РФ не препятствует установление соответствующих гарантий в порядке коллективно-договорного или индивидуально-договорного регулирования, заявление же гражданина о неравенстве соответствующих лиц не может быть признано обоснованным, поскольку относятся к разным категориям: уже имеющим высшее образование и получающими впервые. Кроме того, существенным отличием российского законодательства от украинского является и то, что в России работнику, совмещающему работу с получением образования одновременно в двух организациях, осуществляющих образовательную деятельность, гарантии и компенсации предоставляются только в связи с получением образования в одной из этих организаций (по выбору работника). Согласно Определению Конституционного суда №1899-О от 17.07.2018 данное положение направлено на достижение баланса интересов работника и работодателя и не может расцениваться как нарушающее конституционные права граждан[9]. 

Таким образом, действующее законодательство содержит следующие особенности, влияющие н объем предоставляемых гарантий: 1) форма получения образования;   2) наличие или отсутствие государственной аккредитации образовательных программ;   3) предоставление справки-вызова из образовательной организации; 4) успешное освоение образовательной программы. Однако в действующем законодательстве имеются серьезные недостатки. Например, в рекомендации МОТ №148 об оплачиваемых учебных отпусках  введен термин оплачиваемый учебный отпуск как «отпуск, предоставляемый трудящемуся для целей образования на определенный период в рабочее время с выплатой соответствующих денежных пособий»[3]. Представляется, что в действующем российском законодательстве также необходимо раскрыть и применять данное определение. Кроме того, необходимо в действующем законодательстве обозначить, что учебные отпуска предоставляются для следующих целей: 1) профессиональной подготовки на любом уровне; 2) общего, социального или гражданского образования; 3) профсоюзной учебы, так как данная классификация установлена стандартами Международной организации труда. Особо стоит подчеркнуть, что трудящиеся должны оставаться свободными в выборе программ образования или подготовки, в которых они желают участвовать. Кроме того, студентам очной формы обучения (как и заочной, очно-заочной) также необходимо предоставить соответствующие равные условия по оплате и срокам прохождения аттестации. Еще одним предложением является возможность предоставления указанных гарантий и на тех лиц, которые получают образование соответствующего уровня не в первый раз, ведь современный мир отличается мобильностью трудовых ресурсов, что невозможно без получения новых знаний и умений.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=2875&dst=0&rnd=0.3355041411440698#09862998670411016
  2. Всеобщая декларация прав человека: резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 217 А (III) от 10.12.1948 [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/
  3. Рекомендация Международной организации труда № 148 об оплачиваемых учебных отпусках от 24.06.1974 [Электронный ресурс] // URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=16612#08040438298569694
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации: федеральный закон №197 от 30.12.2001 [Электронный ресурс]: в ред. от 09.03.2021 // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/
  5. Закон Украiни про вiдпустки от 15.11.1996 [Электронный ресурс] // URL:  https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/504/96-вр#Text
  6. Кодекс законiв про працю Украiни от 10.12.1971 [Электронный ресурс] // URL:https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/322-08#Text
  7. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 №1271 – О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества  «Чукотская горно-геологическая компания» на нарушение конституционных прав и свобод частью первой статьи 173 Трудового Кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ARB&n=401683#045478714475882476
  8. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08.04.2004 №167 – О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ф.Ф.Чертовского на нарушение его конституционных прав положением части первой статьи 177  Трудового Кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48446/
  9. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2018 №1899 – О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина А.П.Солянова  на нарушение его конституционных прав положением части третьей статьи 177  Трудового Кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL:https://legalacts.ru/sud/opredelenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-17072018-n-1899-o/
  10. Куренной, А. М. Трудовое право России: учебник. / А. М. Куренной. —Москва: Проспект, 2015. — 604 с.
  11. Лушников, А. М., Лушникова М. В. Курс трудового права: учебник в двух томах. Т. 2. / А. М. Лушников.— Москва: Статут, 2009. — 1151 с.
0
No votes yet