Исторически сложилось так, что допрос является одним из основных средств сбора доказательств в рамках уголовного процесса. Допрос в системе следственных действий в Российской Федерации играет ключевую роль в процессе выявления обстоятельств дела и установления истины. От качества и правильной организации допроса зависит успешность следствия и результативность уголовного преследования.
Данная тема является крайне актуальной в современном обществе, поскольку от показаний, полученных в результате допроса, зависит дальнейшее развитие следственного процесса и вынесение правильного судебного решения. Правильно проведенный допрос может помочь установить обстоятельства преступления, выявить важные сведения. Проблема определения процессуального статуса педагога и психолога при допросе несовершеннолетнего актуальна из-за важности обеспечения прав и защиты интересов несовершеннолетних в процессе производства следственных действий. Педагоги и психологи играют ключевую роль в работе с детьми и подростками, поэтому их статус и особенности участия в допросе должны быть определены четко и правильно [5, с. 207].
При допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) педагогу и психологу уделяется особое внимание. Следователь, дознаватель обеспечивают их участие по ходатайству защитника либо по собственной инициативе. Уголовно-процессуальное законодательство закрепляет следующие правила участия данных лиц: при проведении допроса с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно; при проведении допроса с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего участие психолога обязательно.
Их обязательное участие связано с тем, что несовершеннолетние обладают повышенной эмоциональной возбудимостью, быстрой сменой настроения, неумением рационально реагировать на быстро изменяющуюся ситуацию. Зачастую, они не понимают суть происходящего, все это сказывается негативно на показаниях [2, с. 32]. Сам факт присутствия на допросе педагога или психолога в зависимости от его личности и наличия или отсутствия взаимоотношений с несовершеннолетним может оказывать существенное влияние, так положительное, так и отрицательное на эмоциональный фон и поведение допрашиваемого [3, с. 248].
Педагог и психолог могут принимать участие в допросе несовершеннолетнего по разным причинам, в зависимости от конкретной ситуации. Во-первых, их присутствие может помочь установить психологическое состояние ребенка и обеспечить ему поддержку и понимание во время допроса. Кроме того, педагог и психолог могут помочь взаимодействовать с несовершеннолетним более эффективно, чтобы получить максимально достоверную информацию. Например, педагог может помочь установить контакт с ребенком и объяснить ему процесс допроса, а психолог может оценить эмоциональное состояние и потребности ребенка, чтобы обеспечить ему необходимую поддержку и помощь.
Стоит отметить, что должным образом процессуальный статус данных участников уголовного судопроизводства не урегулирован. Во-первых, существуют трудности с определением того, кто может выступать в качестве педагога и психолога. Скорее всего, это должно быть лицо, имеющее специальное образование или длительный стаж трудовой деятельности в области детской педагогики или психологии [4, с. 47]. Но неясно, будет ли польза от участия данного специалиста при допросе, так как должны учитываться и личные качества как допрашиваемого, так и педагога, и психолога. Например, в качестве педагога может выступать классный руководитель, с которым у допрашиваемого доверительные отношения, а может быть им будет иной специалист, приглашенный следователем по его усмотрению, так как не всегда несовершеннолетний обучается в учебном учреждении.
Во-вторых, должны учитываться такие характеристики как уровень полученного образования, стаж трудовой деятельности в области соответствующей детской возрастной категории, возраст специалиста.
Данные положения должны быть отражены в нормах уголовно-процессуального права, так как они дают ответы на многие вопросы, возникающие в процессе их применения. Следует внести изменения, которые представляли бы собой конкретный перечень личностных и профессиональных характеристик педагога и психолога. От этого зависит качество показаний несовершеннолетнего, ведь во многом на допрашиваемых лиц влияет сама обстановка производства следственного действия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 22.04.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. № 52 (часть I) ст. 4921 [Электронный ресурс] // Официальный сайт СПС «Консультант Плюс» URL: http://www.consultant.ru.
- Балаева М. С. Участие психотерапевта на следственных действиях c участием несовершеннолетних (дискуссионные вопросы) / М. С. Балаева. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2014. С. 32-33.
- Васкэ Е. В. Психология допроса несовершеннолетних правонарушителей и жертв сексуального насилия: учебное пособие для вузов / Е. В. Васкэ. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. С. 248-249.
- Кальницкий В. В. Следственные действия: учеб. пособие / В. В. Кальницкий, Е. Г. Ларин. – Омск: Омская академия МВД России, 2015. С. 47.
- Рычкалова Л А. Проблемы тактики допроса подозреваемого и обвиняемого // Общество и право. 2014. №4. С. 207.