Применение медиации для урегулирования трудовых споров

Пейза Ксения Александровна
Академия управления при Президенте Республики Беларусь, г. Минск

Высшей ценностью Конституции Республики Беларусь являются права и свободы ее граждан, а основной ее целью – должное их соблюдение и обеспечение. В соответствии со статьей 22 Конституции Республики Беларусь «все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов» [4]. Также Основным Законом гарантировано право на труд (ст. 41), на отдых (ст. 43), на вознаграждение за выполненную работу (ст. 42) и др. При этом очевидно, что построение демократического правового государства, основанного на рыночной экономике и многообразии форм собственности, должно сопровождаться перемещением приоритетов в правовом регулировании труда, содержании трудового законодательства. На первый план в данном контексте выдвигаются учет и охрана интересов человека труда, защита его прав, обеспечение социальных гарантий.

Защита трудовых прав не реализуется автоматически даже при благоприятных условиях, поэтому необходимы усилия и даже борьба работников за свои права и свободы, которые должны органично включаться в систему мер, составляющих единый механизм защиты прав человека. Более того, сегодня степень зависимости работников от представителей нанимателя довольно велика, что порой приводит к их отказу от защиты своих прав, гарантированных трудовым законодательством. С другой стороны, использование работником любых способов и форм защиты трудовых прав приводит к возникновению конфликта с нанимателем, который грозит работнику потерей рабочего места.

Необходимо отметить и то, что на современном этапе общественного развития лица, вовлеченные в социальные конфликты нередко используют внесудебные способы их разрешения, позволяющие самостоятельно регулировать возникшие противоречия, определять и контролировать процедуру рассмотрения спора, а также влиять на результат. Одним из таких способов урегулирования споров является медиация: данный институт стал частью правовой системы многих зарубежных государств, а применение медиации показало ее высокую эффективность. Так, в США 95% прошедших процедуру дел не доходят до судебного разбирательства, в Великобритании этот процент составляет 90-95%, в ФРГ более 90% переговоров заканчиваются мировым соглашением сторон, а общеевропейский показатель результативности медиации – 40-80% [6, с. 12]. Приведенные данные свидетельствуют не только об осведомленности граждан и организаций о возможности применения медиации как альтернативного способа разрешения спора, но и о ее частом применении на практике.

В соответствии со статьей 39-1 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, спор, возникший из гражданских, семейных, трудовых, других правоотношений и подведомственный суду, по письменному соглашению сторон до удаления суда в совещательную комнату для вынесения судебного постановления по существу спора может быть передан для урегулирования сторонами с участием медиатора (медиаторов) [2].

Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь «О медиации» медиация – это переговоры сторон с участием медиатора в целях урегулирования спора (споров) сторон путем выработки ими взаимоприемлемого соглашения. А медиатор – физическое лицо, участвующее в переговорах сторон в качестве незаинтересованного лица в целях содействия им в урегулировании спора (споров) [5].

В. С. Каменков считает, что медиация, как альтернативный способ урегулирования конфликтов, носит универсальный характер. В условиях низкой правовой культуры и слабой информированности граждан о таком способе разрешения споров, ее рассматривают как традиционное посредничество. При использовании медиативной процедуры разрешения спора все должно быть подчинено достижению согласия между сторонами на условиях равноправия и добровольности. Медиатор содействует сторонам, прислушивается к их потребностям, не навязывая свое мнение. Цель медиации – предотвращение и оперативное внесудебное урегулирование социальных конфликтов. Нельзя сказать, что медиация активно используется при разрешении трудовых споров, хотя ученые выделяют ряд преимуществ медиации: отсутствие государственного вмешательства; возможность урегулировать любые разногласия; экономия на расходах при рассмотрении дел в суде и др. [3, с. 57].

В Республике Беларусь развитие медиативных и иных примирительных процедур в настоящее время также является одним из приоритетных направлений совершенствования действующего законодательства и в целом системы существующих в нашей стране способов и механизмов урегулирования конфликтов, разрешения споров и защиты нарушенных субъективных прав, включая сферу трудовых и связанных с ними отношений. Преимущества введения медиации для урегулирования трудовых конфликтов очевидны как для государства и общества, так и для участников спорного правоотношения. Урегулирование конфликта посредством примирения сторон не только влечет снижение количества дел, рассматриваемых государственными судами, а также материальных и финансовых затрат, но и, как следствие, обеспечивает повышение качества правосудия, снижает общий уровень конфликтности в обществе, учит субъектов трудовых отношений вести диалог и самостоятельно решать свои проблемы мирным путем. Альтернативные способы урегулирования споров позволяют выработать оптимальное решение возникшей проблемы, найти общий интерес, способствуют укреплению социально-партнерских отношений.

Медиация может быть самой разнообразной и зависит от того, в какой стадии конфликта находятся работник и работодатель. Вопрос о применимости рассматриваемого института к трудовым спорам сегодня очень актуален в связи с частым нарушением трудового законодательства как подчиненными, так и руководителем. Согласно А. О. Бишлер, для руководства целесообразнее обращаться к медиаторам, чем к суду, по нескольким причинам:

1) конфиденциальность рассмотрения спора, что помогает сохранить деловую репутацию компании;

2) добровольность, ведь медиация проводится при согласии всех сторон конфликта и это положительно сказывается на дальнейших отношениях работника и работодателя;

3) минимальный срок принятия решения, что как нельзя лучше подходит для разрешения разногласий;

4) возможность прийти к устраивающему всех решению и не портить отношения с коллективом [1, с. 189].

Рассмотренные выше преимущества медиации подтверждают необходимость работы по продвижению данного способа разрешения трудовых споров, созданию благоприятных условий для ее развития. Включение медиации в систему урегулирования трудовых споров отвечает цели повышения стабильности трудовых отношений и стимулирует работников и нанимателей к поиску баланса интересов. А также применение процедуры урегулирования споров с участием медиаторов позволит в некоторой степени «разгрузить» суды, предоставить спорящим сторонам самостоятельно решать, как и каким способом наиболее перспективнее будет урегулировать возникший спор. Эта процедура нуждается в популяризации в белорусском обществе.


Список использованной литературы

  1. Бишлер, А. О. Медиация в трудовых спорах / А. О. Бишлер // сб. материалов Междунар. науч.-методич. конф. «Проблемы управления качеством образования. Поколение будущего», Санкт-Петербург, 29 марта 2020 г. – Спб. : Частное научно-образовательное учреждение доп. профессионального образования Гуманитарный национальный исследовательский институт «НАЦРАЗВИТИЕ». – С. 188–191.
  2. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 11 января 1999 г. № 238-З : принят Палатой представителей 10 декабря 1998 года : одобрен Советом Республики 18 декабря 1998 года : в ред. Закона Респ. Беларусь от 10 декабря 2020 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
  3. Каменков, В. С. Особенности посредничества и медиации по трудовым спорам / В. С. Каменков // Юридический мир. – 2016. – №4. –          С. 55–61.
  4. Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – 10-е изд., стер. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2017. – 64 с.
  5. О медиации [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь от 12 июля 2013 г. № 58-З : принят Палатой представителей 26 июня 2013 года : одобрен Советом Республики 28 июня 2013 года : в ред. Закона Респ. Беларусь от 18 декабря 2019 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
  6. Яковлев, В. Ф. Медиация и ее значение в совершенствовании правовой системы. Правовое регулирование / В. Ф. Яковлев // сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. «Медиация как альтернативный метод разрешения споров. Российский и зарубежный опыт регулирования. Практика применения», Екатеринбург, 9-10 окт. 2008 г.: в 2 ч. – М. : Изд-во «МЦУПК», 2008. – Ч. 2. – 128 с.
0
No votes yet