Преступления против порядка управления в законодательствах Республики Беларусь и Российской Федерации: сравнительно-правовой аспект исследования

Ивановская Е.В.
Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина

Преступления против порядка управления характеризуются высокой общественностью как фактически угрожающие основам и человеческому потенциалу современного государства. Многие исследователи отмечают ценность сравнительного анализа законодательства Республики Беларусь с зарубежным законодательством.

Конституция Республики Беларусь закрепляет разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Аналогичным образом данное разделение власти установлено в Российской Федерации. Помимо этих ветвей власти признается и гарантируется местное самоуправление. Нормы, предусматривающие ответственность за нарушение нормальной деятельности органов власти и местного самоуправления, сосредоточены в главе 33 УК Республики Беларусь и 32 главе УК Российской Федерации.

Однако, следует отметить, что несмотря на одноименные наименования глав в УК Республики Беларусь и УК Российской Федерации — «Преступления против порядка управления», главам присущи определенные различия и особенности. Например, главы разнятся количеством статей. В 33 главе УК Республики Беларусь 30 действующих статей, предусматривающих ответственность за совершение преступлений против порядка правосудия. В 32 главе УК Российской Федерации всего 22 аналогичные статьи.  Также, в главе 32 УК Российской Федерации предусмотрены преступления, которых нет в главе 33 УК Республики Беларусь. Таким образом, стоит отметить не идентичность уголовно-правового законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации.

Следует отметить неточность законодательств в определении непосредственного объекта в таких составах, как похищение специальных марок или знаков соответствия ст. 325 УК Российской Федерации, самовольное занятие земельного участка ст. 386 УК Республики Беларусь. По всей видимости, непосредственным объектом в данных составах будут выступать отношения собственности, а дополнительным – порядок управления.

В некоторых преступлениях потерпевший является обязательным признаком, например, ст. 317 УК Российской Федерации и ст. 362 УК Республики Беларусь. В таком же качестве выступает предмет ряда преступлений: пограничные знаки, официальные документы, государственные награды, штампы, печати, бланки.

Использование законодателем терминов «применение насилия», «приобретение», «подделка» и т.д., свидетельствует о том, что с объективной стороны преступления против порядка управления характеризуются активной формой поведение и выражаются в форме действия. Однако, УК Российской Федерации предусматривает ответственность за совершения преступления как путём действия, так и бездействия, а именно ст. 328. «Наступивший вред» нередко выступает в качестве обязательного признака объективной стороны, например, ст. 325 УК Российской Федерации и ст. 377 УК Республики Беларусь. В качестве способа совершения преступления в ст. 318 УК Российской Федерации выступает «применение насилия против представителя власти», а в ст. 364 УК Республики Беларусь способом является «насилие либо угроза применения насилия в отношении сотрудника органов внутренних дел».

С субъективной стороны рассматриваемые преступления характеризуются только умышленной формой вины в УК Российской Федерации. В свою очередь, в УК Республики Беларусь предусматривается также неосторожная форма вины. Непосредственным примером является ст. 374 УК Республики Беларусь.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что несмотря на наличие отличий в белорусском уголовном законодательстве от зарубежного законодательства, нормы уголовного кодекса Республики Беларусь в целом соответствуют требованиям международных стандартов и соответствуют вектору современных правовых тенденций. Сравнительно-правовой аспект исследования преступлений против порядка управления по законодательству Российской Федерации также показал возможные направления совершенствования соответствующих национальных норм и институтов уголовно-правовой охраны.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 9 июля 1999 г., № 275-3: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 18.07.2019 г. // Консультант Плюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : Закон Росс. Фед. от 13.06.1996 г., N 63-ФЗ : принят Гос. думой 26.05.1996 г. : одобр. Советом Федерации 05.06.1996 г. : в ред. Закона Росс. Фед. от 04.11.2019 г. //. Консультант Плюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
0
No votes yet