Правовые проблемы оказания медицинской помощи

Линкевич Кристина Сергеевна
г. Самара, «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва»

Одним из самых обсуждаемых законодательных нововведений в обществе стало принятие Закона о здравоохранении (далее- Закон). Данный нормативный документ содержит ряд значительных нововведений. В  некоторых случаях оспаривается то, какой «язык» регулирует положения, от понимания которых напрямую зависит правоприменительная практика [2].

Актуальность работы заключается в исследовании наиболее значимых проблемных положений законодательства в исследуемой сфере.

Одной из наиболее острых, но нерешенных проблем действующего законодательства является дифференциация медицинских услуг с точки зрения государственных гарантий оказания бесплатной и платной медицинской помощи [5].

Из решения Конституционного Суда Российской Федерации следует, что оказание платных медицинских услуг ч. 1 не противоречит ст. 41 Конституции России, напротив, призвано обеспечить механизм правового регулирования гражданских отношений. Однако действующее законодательство до сих пор не позволяет дифференцировать медицинские услуги по принципу бесплатных и платных услуг, создавая среду для возможных злоупотреблений.

Ещё одной проблемой в рамках дифференциации платных и бесплатных медицинских услуг является критерий оказания медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий.

Согласно пункту 5 части 5 статьи 80 Закона в программах государственных гарантий устанавливают: перечень заболеваний и состояний, медицинская помощь при которых оказывается бесплатно. Однако данное положение закона противоречит части 1 статьи 41 Конституции РФ, которая не содержит ограничений на оказание бесплатной медицинской помощи. Таким образом, пункт 2 части 5 статьи 80 Закона следует признать несовместимым с Конституцией [6].

В нынешнее время Государственной думой обсуждается вопрос связанный с понятием врачебной ошибки, которая не включена в рамках Закона. Вместо этого законодательные органы ограничились введением права пациента на компенсацию за вред здоровью при оказании ему медицинской помощи ответственности в области охраны здоровья. Получается, исходя, что ч. 3 ст. 98 Закона, говорит нам о том, что вред, причиненный жизни и здоровью граждан при оказании медицинской помощи, будет возмещен медицинскими организациями в размере установленном законодательством Российской Федерации.

Законодательный орган при рассмотрении вопросов возмещения ущерба использует термин «граждане РФ». Было бы правильно использовать в законе «пациентов» вместо «граждан».

Коллективная концепция организации противоречит статье 4 пункта 1 Федерального закона «О трансплантации человеческих органов и (или) тканей», согласно которой удаление и приобретение человеческих органов и (или) тканей разрешено только в государственных медицинских учреждениях.

Законодательству на основании статьи 8 Федерального закона «О трансплантации органов и (или) тканей человека» и указанного Закона в целом не различаются формы согласия на изъятие органов и (или) тканей у трупа. Было бы правильно прямо указать, что согласие может быть дано в простой письменной форме или нотариально заверено.

В соответствии с ч. 5 ст. 47 Закона трансплантация органов и тканей человека разрешена в отношении несовершеннолетнего или недееспособного реципиента, а также в рамках ч. 8 ст. 47 Закона, разрешается извлекать органы и ткани из тела умершего несовершеннолетнего или недееспособного.

Эта ситуация противоречит части 2 статьи 31 Семейного кодекса. Необходимым основанием в соответствии с ч. 5 и 8 ст. 47 является должно запрошенное согласие обоих супругов [6].

Необходимо, чтобы суд должен оценить реальный риск для здоровья женщины, ребенка и общества в целом, который может возникнуть во время беременности, во время родов и после родов [5].

Таким образом, ч. 4 и 5 ст. 84 Закона должны быть объединены и даны в следующей формулировке: Платные медицинские услуги могут оказываться в полном объеме стандарта медицинской помощи либо по просьбе пациента в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи.

Медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, имеют право оказывать пациентам платные медицинские услуги:

1) при оказании медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

2) гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

3) при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных статьей 21 настоящего Федерального закона.

Далее ч. 5 ст. 80 Закона должна выглядеть так: 5. В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливаются:

1) перечень видов (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи), форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно;

2) категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно;

3) базовая программа обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании;

4) средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структура формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты;

5) требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности медицинской помощи.


Библиографический список:

  1. Александров, М. А. Парадоксы восприятия результатов исследований общественного здоровья и факторов, влияющих на его формирование [Текст] / М. А. Александров // Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения. – 2019. –  No 4. – С. 9-15.
  2. Бойцов, С. А. Градиент смертности населения в возрасте 40-59 лет в субъектах Российской Федерации [Текст] / С. А. Бойцов, И. В. Самородская, В. В. Третьяков // Вестник Российской академии медицинских наук. – 2014. – No 7-8. – С. 106-111.
  3. Герасименко, Н. Ф. Разработка механизма реализации норм Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" от 23.02.2013 No15-ФЗ [Текст] / Н. Ф. Герасименко, О. Ю. Александрова, А. М. Биксолт // Вестник Росздравнадзора. – 2014. – No 2. – С. 70-81.
  4. Левкевич, М. М. Государственная и муниципальная политика в сфере здравоохранения: реализация и оценка эффективности [Текст] : монография / М. М. Левкевич, Н. В. Рудлицкая. - Москва : ИНФРА-М, 2016. – 216 с.
  5. Медик, В. А. Общественное здоровье и здравоохранение [Текст] : учебник / В. А. Медик. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 656 с.
  6. Разработка национальной стратегии финансирования здравоохранения : справочное руководство [Текст] / J. Kutzin [и др.]. - Женева : Всемирная организация здравоохранения, 2018. – 38 с.
0
No votes yet