
Согласно Прогнозу научно-технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года [1], в следующем 10-летии ожидается «взрывной» рост спроса на технологии «урбанизированного сельского хозяйства» - на технологические решения (и соответствующие им области земельных исследований) получения продовольственного сырья в замкнутой, контролируемой среде в условиях городов.
Перспективным направлением в современном сельском хозяйстве является сити-фермерство, когда новейших технологий позволяет заниматься выращиванием овощей, ягод и зелени не только в сельской местности, но и в городе. Подобную систему активно применяют в большинстве развитых стран, размещая сити-фермы на крышах домов и в подвальных помещениях.
Законодательство следует по тому принципу, что, если граждане желают оборудовать в подвальных помещениях многоквартирного дома кладовые, иные хозяйственные постройки, необходимо принять соответствующее решение на общем собрании собственником помещений в многоквартирном доме, получить разрешение контролирующих органов. Однако нужно понимать, что для создание подвальных сити-фермерств, необходимо создать необходимые условия и установить нужное оборудование, не противоречащее правилам, установленные Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 (ред. от 21.05.2021) «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» [2].
Подвальные сити-фермерства не характеризуются сезонным характером, что позволяет выращивать продукцию круглый год, однако условия выращивания не совсем приемлемы и экономичны. Например, в 2019 году житель Нижнего Новгорода организовал целую рыбную ферму в подвале многоквартирного дома, установив резервуары с водой для разведения сомов. Из-за влажности в квартирах начала появляться плесень, отклеиваться обои и посыпалась штукатурка [3]. Это, в первую очередь, свидетельствует о нарушении санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях.
Такие же правила действует и для ведения деятельности на крышах. На кровле многоквартирного дома можно организовать мини-фермерство, но для этого нужно перевести крышу в разряд эксплуатируемых, то есть законодательно оговорить разрешение подниматься наверх всем жильцам многоквартирного дома. Для легализации крыши нужно созвать общее собрание жильцов по вопросу ее перевода в собственность дома и последующей реконструкции. Затем готовый проект нужно согласовать с представителями строительного надзора и местной властью того муниципалитета, на чьей территории расположен дом.
Ранее в п. 5.4.8. приказа Минрегиона России от 27.12.2011 № 613 (ред. от 17.03.2014) «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований» было разрешено размещать лишь сады на плоских крышах жилых, общественных и производственных зданий и сооружений в целях создания среды для кратковременного отдыха, благоприятных эстетических и микроклиматических условий. Но и те нормы, были отменены после вынесения определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2015 года [4]. Законодательные нормы о сити-фермерств пока не были приняты.
Рассматривая дальше, стоит отметить, что как таковых санитарных норм, устанавливающих минимальное расстояние от охраняемых объектов до мест ведения деятельности по выращиванию плодоовощных культур в законодательстве нет. Но существуют такие понятия, например, как полоса отвода железнодорожных путей и охранная зона. Ширина полосы отводы железнодорожных путей зависит от многих факторов: рельефа местности, особых природных условий и пр. Ширина полосы отвода должна соответствовать максимальной величине из составляющих, определяемых этими условиями и факторами, данное указано в п. 4 Приказа Минтранса России от 06.08.2008 № 126 [5].
В границах полосы отвода нельзя размещать капитальные здания и сооружения, многолетние насаждения и другие объекты, ухудшающие видимость железнодорожного пути, а в местах расположения водопроводных, канализационных сетей и водозаборных сооружений - проведение сельскохозяйственных работ - п. 4 Постановления Правительства РФ от 12.10.2006 № 611[6].
Для воздушного транспорта, статьей 47 Воздушного кодекса РФ [7], устанавливается приаэродромная территория, ограничивающая использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460 [8]. Иными словами, запрещается выращивать сельскохозяйственные культуры на участках приаэродромной территории по причине их повышенной опасности и вероятности привлечение животных и птиц.
Для выращивание сельскохозяйственных культур потребуется не только помещение и отведенная площадь земли, но и ресурсы, такие как вода и удобрения.
В случае если в многоквартирном доме имеется общедомовой прибор учета, тогда согласно Постановлению Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Постановление Правительства 354) [9], собственники помещений оплачивают общедомовые нужды (далее – ОДН) по холодному водоснабжению по формуле, указанной в п. 11 Приложения № 2 данного постановления. Которая подразумевает оплату собственниками помещений расхода потраченной воды, ушедшей на общедомовые нужды (в том числе полив газона и насаждений на придомовой территории).
Если в многоквартирном доме нет общедомового прибора учета, то согласно п. 20 Постановления Правительства 354 в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом с собственником или пользователем жилого дома (домовладения) с ресурсоснабжающей организацией, указывается норматив ОДН, в том числе с учетом расхода на полив земельного участка.
Необходимо продумать как будет механизм контроля и фиксации расходов воды, как, кто и каким образом будет осуществлять оплаты водоснабжения. Такие же вопросы необходимо решить в области водоотведения.
При использовать удобрения, стоит заметить, что больше стало преобладать натуральное взамен синтетическому. Натуральное может состоять из пищевых отходов (так называемые компостные ямы) и использование отходов жизнедеятельности птицы и скота. Актуальным в этой теме станет новый закон о праве собственности на побочные продукты животноводства (навоз и помет), который вступит в силу только с 1 марта 2023 года.
Сейчас, согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, навоз, помет, загрязненная подстилка и прочие отходы животноводства относят к умеренно опасным и малоопасным (III-V классы опасности). Использовать их для удобрения запрещено. Фермер обязан обеспечить безопасное хранение и захоронение отходов, а дело это трудоемкое и дорогостоящее.
Требуется соблюдать п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре.
Начиная с 1 марта 2023 года навоз и помет будут признаваться побочными продуктами жизнедеятельности животных, а не опасными отходами. Такие продукты можно официально вводить в обиход сельскохозяйственных производств и частных подворий. Но если при обращении с отходами животноводства будут выявлены нарушения, то он вновь будет признан опасными, и также будет наступать ответственность, что и сейчас.
Навоз и помет можно будет хранить только на специальных площадках, исключающих загрязнение окружающей среды. Не допускается передача навоза физическим лицам, только индивидуальным предпринимателем, юридическим лицам и КФХ. Специалисты считают, что недобросовестные фермеры могут загрязнять навозом и стоками водоемы и землю.
Порядок проверок за соблюдением закона пока не разработан. Также пока нет информации, как и кем будет осуществляться надзор за размещением продуктов животноводства.
В России правовые аспекты сити-фермерств ограничены и не проработаны. Сейчас, определившись с местом размещения, потребуется собрать все необходимые документы и подготовить бизнес-план, а также оформить ИП в налоговом органе, то есть исключается ведение сити-фермерств физическими лицами. На практике, после этого нужно получить разрешение на использование подвального помещения, комнаты или теплицы, подписанное: экологами; санитарной службой; пожарными органами.
Используя для ведение бизнеса подвал жилого дома, необходимо также получить разрешительные документы в ЖКХ.
Ожидается, что к 2030 году вертикальным способом в стране будет выращиваться до 20 тыс. т зеленных и овощных культур. Главные перспективы эксперты видят в расширении этого сегмента бизнеса на уровне регионов, где пока действуют единичные проекты. Пока же основная доля городских ферм сосредоточена в Москве. В этой связи, юристы будут ждать новые правовые нормы, регулирующие ведения сити-фермерств.
Список литературы
- Прогноз научно-технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года / Минсельхоз России; Нац. исслед. ун-т «ВШЭ». М.: НИУ ВШЭ, 2017. 141 с.
- Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» / Собрание законодательства Российской Федерации. – 2020. – № 39. – Ст.6056.
- Устроивший рыбную ферму в подвале россиянин разрушает жилой дом / Средства массовой информация [Электронный ресурс]. – URL: https://ren.tv/news/v-rossii/437283-ustroivshii-rybnuiu-fermu-v-podvale-ossiianin-razrushaet-zhiloi-dom (дата обращения: 23.02.23)
- Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации [О признании недействующими Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утверждённых приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 года N 613, в редакции приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17 марта 2014 года N 100/пр] / Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 2016. – №10.
- Приказ Минтранса РФ от 6 августа 2008 г. № 126 «Об утверждении Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог» / Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 сентября 2008 г.
- Постановление Правительства РФ от 12 октября 2006 г. № 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог» / Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – № 42. – Ст. 4385.
- Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (в ред. 01.05.2022) / Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – № 23. – Ст. 2381.
- Постановление Правительства РФ от 2 декабря 2017 г. № 1460 «Об утверждении Правил установления приаэродромной территории, Правил выделения на приаэродромной территории подзон и Правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории» / Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. – № 50 (часть III). – Ст. 7619.
- Постановлению Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» / Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. – № 22. – Ст. 3168.