Правовые аспекты участия педагога, психолога в уголовном процессе с участием несовершеннолетних

Игнатьева Екатерина Александровна
ЧОУ ВО «Сибирский юридический университет», г. Омск

УПК РФ предусматривает обязательное участие педагога, психолога в допросе несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего в возрасте до 14 лет и подозреваемого (обвиняемого, подсудимого) до 16 лет; при первыми возраста 16 лет, а вторым – 18 лет, психолог приглашается по усмотрению следователя, по ходатайству защитника. Однако правовой статус психолога, его обязанности, цели и задачи его участия в процессе, полный перечень прав и следственных действий, к которым он мог бы и обязан был бы привлекаться, порядок привлечения к процессу в УПК не определены, что создает правовую неопределенность и почву для вольного толкования следователем статуса педагога, что потенциально может привести к нарушению прав несовершеннолетних участников.

Психолог не является участником процесса или иным лицом, и потому не имеет отдельной статьи, раскрывающей сущность его статуса – эксперт выполняет иные функции, а ст. 58 УПК РФ не раскрывает всех необходимых аспектов участия психолога, к тому же, психолог и специалист отличаются – второй предполагается беспристрастным, при наличии заинтересованности подлежит отводу, а первый должен иметь личную заинтересованность в деле, так как несет ответственность за своего воспитанника; он обладает большей процессуальной самостоятельностью, нежели специалист [1, с. 4]. Необходимо ввести в главу 8 УПК статью «Педагог, психолог», либо в главу 22 УПК статью «Участие педагога», аналогичную ст. 168—170 УПК.

Актуальным представляется вопрос о понятии такого участника процесса. В научной литературе, на практике педагог и психолог не имеют отличий в процессуальном статусе, однако их функции отличаются и смешивать их нельзя. Педагогика изучает образовательный процесс - воспитание, образование, обучение. Психология же исследует особенности формирования, развития и проявления психических явлений и процессов. Педагогика используется в судопроизводстве в целях компенсации отсутствия таких знаний у судей, прокуроров, следователей. Психология же направлена на обеспечение принятия правильных процессуальных решений с учётом психических особенностей личности. Следовательно, при проведении следственного действия, когда необходимо компенсировать недостаток специальных педагогических знаний у дознавателя, следователя, суда, обеспечить правильную коммуникацию с подростком, целесообразно приглашать педагога [3, с. 4]. При необходимости установить личностные, возрастные особенности подростка, определения психических процессов и явлений, мотивации его поведения должен принимать участие психолог. Верным было бы ввести в УПК понятия, отграничивающие психолога от педагога.

Далее рассмотрим вопрос о роли, функциях, целях участия психолога. В науке выделяется две формы его участия: процессуальное и непроцессуальное [2, с. 4]. К первым следует отнести участие в следственных действиях; допрос педагога и психолога в качестве свидетеля или эксперта; участие педагога в качестве личного поручителя несовершеннолетнего при решении вопроса об избрании меры пресечения [4, с. 4].

Нас интересует только взгляд на следственные действия. Здесь сфера действия психолога ограничивается одной стадией – предварительное расследование; не следует сужать участие психолога только до допроса, как это предполагает УПК, так как установление необходимого психологического контакта с подростком может потребоваться и при производстве иных следственных действий: следственном эксперименте, очной ставке, осмотре, опознании. Но полномочия психолога нигде не определены достаточно подробно; необходимо было бы дополнить этот перечень правом приносить жалобы на действия (бездействие), решения дознавателя, следователя, суда, правом приостанавливать следственное действие или изменить его характер при наличии на то оснований, правом на ознакомление с медицинской картой, характеристикой несовершеннолетнего до начала следственных действий.

Говоря о порядке привлечения, можно сказать, что и психолог, и педагог приглашается по инициативе следователя, по ходатайству несовершеннолетнего, его защитника, представителя. Педагог, как правило, приглашается из учебного заведения, с которым связан несовершеннолетний – для подтверждения его статуса необходим лишь факт работы в конкретном учебном учреждении. Психолог же привлекается со стороны – как из независимой организации, так и из медицинского учреждения, иного учебного заведения, выполнение его задач не требует тесного знакомства с несовершеннолетним – в этом случае необходимо предоставить, вероятно, документ о прохождении обучения в сфере психологии, о получении ученой степени в данной сфере. Это следовало бы урегулировать в УПК – тогда другие участники имели бы представление о том, можно ли привлечь психолога к конкретному следственному действию.

Кроме общих положений о работе психолога следовало бы рассмотреть особенности участия психолога при проведении конкретных следственных действий: так, например, на практике вызывает затруднение привлечение психолога для проведения опознания. На данный момент такая форма участия попросту не предусмотрена, но возникают случаи, когда это необходимо: например, когда несовершеннолетний пострадавший поставлен перед необходимостью опознавать знакомых, родственников, иных лиц, их трупы. Учитывая нестабильность, ранимость психики ребенка, возможную реакцию третьих лиц, следователям приходится привлекать психолога в обход УПК, реализуя данный порядок через привлечение педагога как специалиста «для дачи заключения»; проблема в том, что функции специалиста в данном случае не отражают реальной роли педагога в следственном действии: он пишет заключение о «пригодности» психики конкретного ребенка для участия в опознании, тогда как реальная его роль сводится к общению с несовершеннолетним для выявления его текущего состояния, проверки проявления реакций организма, выявление и предупреждение возможных последствий. Такой же принцип используется при приглашении психолога для ознакомления с постановлением о назначении экспертизы, хотя показаний несовершеннолетний в этот момент не дает. Если бы этот вопрос был урегулировал в УПК, не возникало бы проблем.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: участие педагога, психолога в уголовном процессе с участием несовершеннолетних до сих пор остается открытым вопросом, который следовало бы рассмотреть, изучить, и после внести изменения в УПК РФ.


Список литературы:

  1. Бакурина А.И. Роль педагога и психолога в уголовном судопроизводстве с участием несовершеннолетних // Журнал Юридические науки: т. 3. 2017.
  2. Елагина Е.В. Тактика использования специальных знаний при расследовании преступлений / Курс криминалистики: В 3 т. / Под ред. докт. юрид. наук, проф. О.Н. Коршуновой. 2-е изд., перераб. и доп. Т. 1. Общая теория криминалистики. Криминалистическая техника. Криминалистическая тактика. // СПб: Изд-во «Юридический центр». 2016. C. 643-669.
  3. Кузьмина О. Л., Маханек А.Б., Шашкова А.Н. Проблемы процессуального статуса педагога при производстве следственных и иных процессуальных действий с участием несовершеннолетних // Вестн. Калининград. филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2015. № 3(41). С. 28-30.
  4. Машинская Н.В. Формы участия педагога и психолога в досудебном производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних / Н.В. Машинская - Вестник ВГУ. Серия: Право, 2014, С. 254.
0
No votes yet