Правовое регулирование краудфандинга в Российской Федерации

Нерсесян Григорий Георгиевич
Ростовский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия»
Научный руководитель: 
Королевская Ольга Ивановна, старший преподаватель кафедры гражданского права Ростовского филиала ФГБОУВО «РГУП»

УДК-347.1

Аннотация: в данной статье рассматриваются проблемы правового регулирования краудфандинга в условиях современного гражданского оборота. Особое внимание уделяется особенностям и видам краудфандинга. Также анализируется действующее законодательство в области  краудфандинга, перспективы его развития. Предложены некоторые рекомендации по дальнейшему совершенствованию законодательства.

Ключевые слова: краудфандинг, правовое регулирование, цифровые права, информационные технологии, цифровая экономика.

LEGAL REGULATION OF CROWDFANDING IN THE RUSSIAN FEDERATION

Nersesyan Gregory Georgievich

Abstract: this article examines the problems of legal regulation of crowdfunding in the context of modern civil turnover. Particular attention is paid to the features and types of crowdfunding. The current legislation in the field of crowdfunding and the prospects for its development are also analyzed. Some recommendations for further improvement of the legislation are offered.

Key words: crowdfunding, legal regulation, digital rights, information technology, digital economy.

Краудфандинг – коллективное инвестирование на добровольных началах, при помощи которого люди объединяют свои денежные средства либо иные ресуры, как правило, через Интернет, чтобы поддержать инициативы, усилия и проекты других людей или организаций[1]. Впервые данная форма финансирования возникла в условиях низких инвестиций в 2008 году и быстро превратилась в многомиллиардную индустрию. Модель краудфандинга существенно демократизирует финансирование, поскольку отдаёт решение о инвестировании новых предприятий в руки сообществ или клиентов, которые при этом имеют большую выгоду. По предварительным оценкам Всемирного банка ООН, возможный рыночный потенциал краудфандинга в развивающихся странах к 2025 г. может вырасти до 96 миллиардов долларов в год[1].

Говоря о развитии данного института в России, следует сказать, что он был легализован относительно недавно.  В Российской Федерации общий объём заключенных сделок с использованием инвестиционных платформ в 2020 году составил более 7 миллиардов рублей[2].

Международная организация комиссий по ценным бумагам в отчёте о результатах опроса по развитию и регулированию краудфандинга указывает на следующие проблемы при инвестировании с использованием инвестиционных платформ:

- возможность неисполнения платформой своих обязательств в связи с техническими сбоями. При прекращении работы инвестиционной платформы может возникнуть ситуация, при которой не будет способа осуществления сделок на такой платформе, и это приведёт к значительным убыткам инвесторов;

- риск асимметрии информации, который выражается в полной зависимости инвестора от предоставленных ему сведений и невозможности провести дополнительную проверку на уровне проекта;

- вероятность дефолта проекта. Поскольку большая часть проектов находится на ранней стадии развития, есть высокая вероятность невозврата инвестиций[3].

На сегодняшний день данный институт нашёл отражение в следующих положениях ст.ст. 572 ГК РФ, 582 ГК РФ, 779 ГК РФ, 807 ГК РФ и 1041 ГК РФ[4]. Например, в ст. 582 ГК РФ закреплено требование инвестора к организатору передать оговоренный товар после передачи денежных средств и наступления определённых условий. По договору об оказании услуг оператор предоставляет разрешает инвестору заключать с лицом, который привлекает инвестиции, договор инвестирования при помощи самой платформы. Договоры инвестирования заключают посредством принятия инвестиционного предложения участника, привлекающего инвестиции, и перечисления на его банковский  счёт денежных средств инвесторов.

Ввиду быстрого развития данного института необходимо его нормативное урегулирование. Уже сегодня мы имеем Федеральный закон «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который создавался во исполнение Распоряжения Правительства РФ от 02.06.2016 г. №1083-р[5,6]. Принятый закон привёл в соответствие с действующим законодательством деятельность по привлечению коллективного финансирования, решив, в достаточной степени, основные правовые пробелы.

Однако в Федеральном законе не закреплён порядок работы с иностранными краудфандинговыми проектами. В данном нормативном акте определено, что лицом, способным привлекать инвестиции, может быть российское юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, однако не указан запрет приобретения цифровых прав у иностранных лиц, то есть имеется неточность и неясность в понимании текста закона.

На наш взгляд, для подчинения взаимоотношений участников краудфандинга необходимо выработать единые правила, разработать нормативно-правовую базу, регламентирующую взаимодействие между всеми сторонами и участниками, а не отдельными видами[7]. Поэтому следует разработать:

- соглашение между пользователями площадки о взаимоотношениях с участниками;

- агентский договор, регулирующий отношения Интернет-платформы с инициаторами проекта;

- договор, регламентирующий деятельность приёма платежей;

- договоры займа, купли-продажи, оказания услуг, регламентирующие взаимоотношения инвесторов с инициаторами проекта;

- соглашение об обработке персональных данных пользователей платформы.

В свою очередь названные документы могут быть вынесены на сайт краудфандинговой платформы. Пользователи, подключаемые к сайту, будут обязаны ознакомиться с указанными документами с помощью регистрации, а также дать своё согласие в соответствующей форме.

Среди дополнительных мер поддержки можно выделить следующие мероприятия:

- развитие систем скоринга на финансовых платформах;

- ясность в сфере налогообложения и финансовых стимулов (налоговых льгот, гарантий) инвестиций во внебиржевые инновационные проекты для инвесторов;

- обеспечение безопасности, бесперебойности работы онлайн-платформ с целью предотвращения возможности мошенничества и технических сбоев IT-систем;

- разработка мер по противодействию легализации (отмыванию) денег;

- повышение грамотности населения в области инновационного инвестирования, популяризация данной сферы деятельности;

- повышение прозрачности в функционировании платформ, обеспечение гласности финансовых потоков для потенциальных инвесторов[8];

- разработка оптимальных средств контроля за деятельностью в данной сфере, которые бы не оказывали чрезмерного давления на участников рынка.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что проблема правового регулирования краудфандинга вызывает необходимость использования системного подхода с целью разработки методов решения нетипичных задач, которые возникают в данной сфере[9]. Данное направление требует детального анализа и соответствующих корректировок, поскольку имеющееся сегодня правовое регулирование не позволяет учитывать все особенности осуществления краудфандинга.


Список литературы

1. Crowdfunding’s Potential for the Developing World. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.infodev.org/crowdfunding (05.04.2021).

2. Вложить стало веселей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://rg.ru/2021/02/18/obem-rynka-kraudfandinga-v-rossii-v-2020-godu-prevysil-sem-mlrd-rublej.html (05.04.2021).

3. Развитие альтернативных механизмов инвестирования: прямые инвестиции и краудфандинг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/112055/Consultation_Paper_200811.pdf (06.04.2021).

4. Гражданский Кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (06.04.2021).

5. Федеральный закон от 02.08.2019 №259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета, №172.

6. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 г. №1083-р « Об утверждении Стратегии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_330652/ (07.04.2021).

7. Щетинина Е.Л. Акционерный краудфандинг как альтернативная модель финансирования бизнеса на раннем этапе развития и стартапов: международные подходы // Экономический вектор. 2016. №1.

8. Фирсова А.А. Особенности краудфинансов в финансировании инновационных проектов // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2018. Т.18, вып. 4.

9. Дерендяева Т.М., Мухина Г.А., Сорокин И.С. Особенности правового регулирования краудфандинга как инструмента финансирования инноваций через интернет-платформы // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2020.

0
No votes yet