Правовая природа объектов digital art (цифрового искусства)

Таласпаева Айдана Ачанкызы
ЧОУ ВО «Сибирский юридический университет», г. Омск
Научный руководитель: 
Донец Наталья Александровна, доцент кафедры гражданского права, кандидат юридических наук

С прогрессивным развитием компьютерных, цифровых технологий значительно расширяется область применения авторского права, обусловлено это, прежде всего, появлением новых объектов авторского права и способов их создания.

Объекты digital art (цифрового искусства) – это произведения, созданные с помощью компьютерных, цифровых технологий. Масштабы цифрового искусства с каждым днём увеличиваются: со стремительным развитием современных технологий постоянно появляются новые способы и возможности создания цифрового творчества. Углубляясь в мир «цифрового контента», не сложно догадаться, что в нём живет большое разнообразие объектов, воплощенных в цифровую форму. Определить все объекты digital art, конечно, невозможно, поскольку классификация таких объектов может быть «бесконечна». Законодатель может и не догадываться о существовании тех или иных цифровых произведении, поскольку в силу специфики развития цифровых возможностей, выявлять своевременно такие объекты без специальных знаний и соответствующих средств затруднительно.  Связано это с тем, что при использовании цифровых объектов авторы используют разные программы, различные цифровые инструменты. В связи с богатым многообразием видов цифрового творчества, мы отметим лишь основные объекты digital art, часто встречающиеся в практической жизни. К таким объектам относятся: цифровая живопись, цифровая графика, цифровая фотография, цифровая музыка, компьютерная анимация и др.

Для примера рассмотрим более подробно два объекта компьютерного искусства из вышеперечисленных.

  1. Цифровая живопись является одним из самых распространенных объектов цифрового искусства, встречающихся в современной жизни. Данный вид искусства представляет собой создание рисунка, изображений в электронном виде посредством использования компьютерных программ (цифрового изображения). Сегодня цифровая живопись стала одним из популярных способов творческого самовыражения художников. При этом следует отметить, что такой вид искусства в нынешнее время считается прибыльным, поскольку именно цифровые иллюстрации используются для оформления веб-дизайна сайтов. А наличие собственного сайта – одно из основных условий, обеспечивающих узнаваемость бренда. Кроме того, отдельные цифровые иллюстрации могут использоваться в качестве рекламных, агитационных или иных плакатов. Таким образом, произведения цифрового рисования активно выступают в качестве коммерческих объектов.

С помощью цифровой живописи можно произвести огромное количество различных иллюстраций, поскольку в основе создания каждого из них могут лежать разные цифровые инструменты, техники самих художников. Богатство цифровых инструментов, которыми обладают компьютерные технологии, обеспечивает возможность рождения, не похожих друг на друга, объектов цифрового рисования. Причем в качестве отличительных признаков могут выступать даже цвета, используемые компьютерными художниками.

  1. Цифровая графика также является одним из популярных и часто встречающихся объектов digital art. Цифровая графика имеет похожую природу с цифровой живописью, так как результатом творческого труда автора также являются электронные иллюстрации. Отличие объектов заключается в том, что при цифровой графике изображения создаются с помощью линии, штрихов.

Цифровая графика включает в себя следующие основные разновидности: векторная графика, трёхмерная графика, фрактальная графика [3].

Векторная графика – это способ представления иллюстрации, основанный на математическом описании объектов, имеющих геометрическую форму (точки, линии, иные геометрические фигуры).

Посредством трёхмерной графики создаются изображения, а также видео, путём моделирования объёмных объектов в трёхмерном пространстве [3], так называемых, 3D-моделей. Не сложно представить, в каком количестве сегодня используются 3D-объекты, с помощью которых мы можем виртуально рассмотреть те или иные предметы, явления более обширно, со всех сторон. Именно благодаря трёхмерной графике мы можем наслаждаться просмотром захватывающего фильма со спец-эффектами в залах кинотеатров. А ведь существуют отдельные лица, смонтировавшие такие фильмы посредством трёхмерной графики. Многие ли догадываются о том, что указанные лица являются самостоятельными авторами той работы, которые они осуществили в рамках создания фильма?!

Фрактальная графика – вид компьютерной графики, посредством которой создаются объекты, обладающие свойством самоподобия: в каждом большем элементе содержится его уменьшенная копия [3]. Цифровые технологии могут производить фракталы (фрактальные фигуры) разного вида и сложности.

Нами отмечена лишь малая часть объектов digital art, которые включают в себя также большое количество разновидностей. Мы видим, что объекты компьютерного искусства создаются не только для выражения творческого замысла в цифровой форме, но и для привлечения материальной выгоды (дохода). Для возможности иметь право авторства в отношении цифровых произведений и применять их для достижения коммерческих целей, необходима, нормативно закрепленная, правовая охрана указанных прав.

Так, вопрос отнесения объектов digital art к объектам авторского права является одним из ключевых, поскольку именно от него зависит правовая защита и охрана объектов цифровой индустрии.

Юридическая охрана и защита прав автора регламентирована в главе 70 ГК РФ. Перечень объектов авторского права закреплён в ст. 1259 ГК РФ [1]. Однако, положения данной статьи не упоминают цифровые произведения в качестве объектов, в отношении которых автор наделяется соответствующими правами…еще бы…вспомним годы принятия части 4 ГК РФ – конец 2006 года – время, когда компьютерные технологии только начали развиваться повсеместно во всех сферах жизнедеятельности. При этом следует отметить, что указанный в законе, перечень не является исчерпывающим. Из этого следует, что мы можем дополнять закреплённый в законе перечень иными объектами, характеризующимися соответствующими признаками охранноспособности. Однако, следует отметить, что некоторые объекты digital art всё же подпадают под те, что указаны в перечне (например, цифровая музыка – разновидность музыкального произведения). Таким образом, некоторые объекты цифрового творчества можно отнести к тем, что закреплены в ст. 1259 ГК РФ. Однако, сущствуют и такие цифровые произведения, отнесение которых к объектам авторского права возможно только посредством выявления у них соответствующих признаков произведения, подлежащего правовой охране (критериев охраноспособности). Так, из положений законодательства следует, что объекты авторского законодательства должны характеризоваться следующими признаками:

  1. творческий характер (ст. 1259 ГК РФ, п. 80 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 23 апреля 2019 года № 10);
  2. наличие объективной формы (п. 3 ст. 1259 ГК РФ, п. 82 Постановления Пленума Верховного суда РФ);
  3. возможность воспроизведения (п. 82 Постановления Пленума Верховного суда РФ) [1],[2].

На практике развитие цифровых творческих индустрий приводит к тому, что традиционные критерии охраноспособности объектов авторского права (творческий характер, наличие объективной формы и возможность воспроизведения) либо ставятся под сомнение и, соответственно, могут не присутствовать у некоторых объектов,  либо исключают отнесение некоторых объектов цифрового искусства к охраноспособным в рамках авторского законодательства.  Однако, более логичной точкой зрения по данному вопросу можно назвать ту, согласно которой появление новых объектов приводит лишь к трансформации классических критериев охраноспособности. Так, например, такой критерий правовой охраны, как творческая составляющая, приобретает иное значение: «цифровые технологии предоставляют совершенно новые резервы для творчества, его развития и восприятия» [4, с. 4].

Большинство произведений digital art характеризуются невысоким уровнем творчества и тем, что их создание осуществляется с помощью специальных алгоритмов, заданных программе ЭВМ, то есть деятельность автора сводится лишь к определению и выставлению настроек. В отдельных случаях процесс создания объекта вовсе сводится лишь к установке параметров будущего результата. Остальной процесс проходит в автоматическом режиме, заранее заданном программой [4, с. 161]. В связи с этим представляется необходимым дополнить список критериев охраноспоспособности объектов авторского права. Так, вполне целесообразным кажется предложение о закреплении в часть 4 ГК РФ нового критерия охраноспособности в отношении объектов цифрового искусства, который бы отражал технику создания компьютерного произведения автором. Творческое начало в создании, например, компьютерной графики, едва прослеживается, однако, новизну (неповторимость) идеи, механизма ее создания определить возможно.

Резюмируя вышеизложенное, мы приходим к выводу, что сегодня стремительно развивается цифровизация произведений. Лицо, создавшее произведение в цифровой форме, несомненно, должно иметь право называться автором и иные права, вытекающие из этого. Сложность заключается лишь в применении «старых» норм отечественного авторского законодательства, которые не успевают угнаться за прогрессивно развивающимся цифровым миром. В связи чем, представляется целесообразным пересмотреть классические критерии охраноспособности объектов авторского права с точки зрения современности: учесть специфику механизма создания произведения с помощью компьютерных технологий.


Список использованных источников:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2006 года (часть четвертая) // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23 апреля 2019 года № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
  3. Digital art или виды визуального цифрового искусства [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://mediasvod.ru/digital-art-ili-vizualnoe-tsifrovoe-iskusstvo/, свободный.
  4. Рахматулина Р.Ш. «Концептуальные основы построения системы объектов авторского права». Москва. 2020.
0
No votes yet