Правовая непросвещенность как элемент механизма преступного поведения: основные причины и меры профилактики

Шарифуллина Э. А.
Московский государственный гуманитарно-экономический университет

Для науки криминологии ключевой вопрос состоит не только в том «почему» совершается то или иное преступление, но и «как» совершается. Данные вопросы являются собирательными элементами общего понятия «механизм преступного поведения». Примечательно, что преступное поведение человека включает в себя помимо самих действий, отражающихся непосредственно на внешних факторах объективной действительности, также предшествующие им психологические явления (процессы), которые и лежат в основе решения по совершению противоправного деяния.

Правовая непросвещенность как элемент механизма преступного поведения представляет собой недостаточность или полное отсутствие знаний у членов общности о правовой системе общества, роли права и законности в жизни общества, своих правах и обязанностях, способах их реализации и выполнения.

В российском законодательстве упоминание о правовой просвещенности содержится в ст. 18 Федерального закона "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" от 23.06.2016 № 182-ФЗ, которая гласит, что в целях правового просвещения и правового информирования субъекты профилактики правонарушений или лица, участвующие в профилактике правонарушений, доводят до сведения граждан и организаций информацию, направленную на обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, общества и государства от противоправных посягательств. Указанная информация может доводиться до сведения граждан и организаций путем применения различных мер образовательного, воспитательного, информационного, организационного или методического характера.

Бесспорно, правовая непросвещенность или безграмотность сама по себе отрицательно сказывается не только на эффективности реализации гражданами их прав и свобод, но также оказывает существенное воздействие на состоянии общественного порядка и преступности, в силу чего наблюдается снижение позитивной правовой активности граждан и возрастание негативной.

К сожалению, несмотря на закрепленные нормы, в России отсутствует массовая правовая просветительская работа среди населения со стороны государства и общественных организаций. Таким образом, причинами правовой непросвещенности граждан, на наш взгляд, выступают, как правило:

1. Недооцененность значимости правового воспитания. Наряду с проблемами мирового и государственного масштаба проблема правовой непросвещенности приобретает второстепенное значение, таким образом, проведение последовательной и комплексной пропаганды действующего законодательства не осуществляется.

2. Низкий уровень правового информирования населения. Искажение правовой информации или неверность, субъективность её подачи также является причиной непросвещенности.

3. Отсутствие системы правового воспитания граждан. Проводимые отдельные правовоспитательные мероприятия осуществляются бессистемно, без учета потребностей населения в тех или иных правовых знаниях. Таким образом, в настоящее время отсутствуют единые программы правового воспитания.

4. Отсутствие желания у граждан заниматься правовым самовоспитанием, которое представляет собой один из наиболее эффективных способов для формирования правосознания и правовой активности.

В качестве эффективнейшего средства решения проблем правового воспитания отмечается создание институтов гражданского общества (профессиональные и иные ассоциации, образовательные и научные учреждения и т. д.).

Примером может служить предложенный в 2017 году проект правового просвещения осужденных. Основной идеей данного проекта являлось повышение правовой грамотности осужденных, готовящихся к освобождению с целью защиты их прав, успешной адаптации и социализации после освобождения. Однако данный проект государственную поддержку так и не получил.

Не будет преувеличением сказать, что сама по себе правовая культура личности и общества является основой государственности и правопорядка в современном демократическом обществе. Таким образом, для предупреждения правовой непросвещенности, по моему мнению, должны быть приняты следующие меры:

1. Грамотная правовая пропаганда через средства массовой информации.

2. Применение современных инструментов консультирования граждан по различным правовым вопросам в целях обеспечения их правовой поддержкой при возникновении различных жизненных ситуаций, в том числе с использованием средств видеосвязи, выездных встреч с населением с предварительным анонсированием их проведения через средства массовой информации и (или) информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

2. Организация и проведение выступлений, лекций, бесед в трудовых коллективах организаций, учреждениях образования по актуальным для граждан вопросам применения нормативных правовых актов.

3. Доступность, бесплатность качественной юридической литературы.

На наш взгляд, формирование стабильной правовой культуры общества возможно только при условии объединения усилий гражданского общества и государственной власти. Таким образом, государство должно содействовать сокращению и исключению правовой непросвещенности, а общество, в свою очередь, должно занимать активную гражданскую позицию в отношении соблюдения законности и правопорядка.

0
No votes yet