Право работника на сохранение среднего заработка на период трудоустройства при ликвидации организаций: влияние решения Конституционного Суда РФ

Буравов Илья Сергеевич
Самарский юридический институт ФСИН России, Самара

В эпоху активно развивающихся общественных отношений человеку непрерывно необходимо осваивать новые навыки и совершенствовать приобретенные. В настоящие время ни у кого не вызывает удивление, когда человеку приходиться за относительно короткий промежуток времени несколько раз менять род своей деятельности. В одних случаях это происходит по собственной воле работника, а иногда происходит по независящим от него обстоятельствам, например сокращение штата или ликвидации организации. В связи с этим вопросы охраны и реализации трудовых прав являются особенно интересны для изучения. Конституция РФ в ст. 37 устанавливает ряд прав граждан, связанных с правом на труд [1]. Стоит отметить, что часть из них довольно конкретизированы, несмотря на свою краткость: право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, установление МРОТа. Без чтения подзаконных актов уже можно понять, что они подразумевают. Однако право на защиту от безработицы сложно раскрыть без обращения к другим положениям Конституции РФ или изучения законов.

Трудовой кодекс РФ в ст. 178 устанавливает право работника на получение выходного пособия, выплаты среднего месячного заработка за период трудоустройства или иной компенсации при расторжении трудового договора с работодателем [3]. Одним из оснований расторжения договора является ликвидация организации, в которой трудоустроен работник. В таком случае возможна ситуация, когда у бывшего работника право на выплату среднемесячного заработка возникнет уже после ликвидации организации. Так М.В. Трофимова не смогла трудоустроиться в двухмесячный срок, после чего не смогла предъявить к бывшему работодателю требование о выплате среднемесячного заработка на период трудоустройства, так как процедура ликвидации организации, с которой был заключен трудовой договор была завершена. Этот пример показывает, что возможна ситуация, когда лицо, к которому можно предъявить соответствующее требование, уже не существует, что лишает такого работника – в отличие от уволенных ранее истечения двух месяцев до прекращения организации-работодателя право получить установленную законом выплату. Рассматривая жалобу, Конституционный суд РФ решил, что ряд статей Трудового кодекса не соответствуют Конституции в части отсутствия в действующем законодательстве правового механизма, обеспечивающего предоставление на равных условиях всем работникам права на получение выплаты тех из них, кто приобрел такое право уже после завершения ликвидации юридического лица [2]. В качестве временного решения КС обязал работодателя по выбору либо производить выплату увольняемому работнику выходное пособие в повышенном размере, в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 178 Трудового кодекса РФ, либо использовать иной гражданско-правовой механизм.

С целью устранения пробела в 2020 году в Трудовой кодекс РФ федеральным законодателем были введены положения, которые регламентировали механизм, обеспечивающего сохранение среднего заработка на период трудоустройства для бывших работников в связи с ликвидацией организации, в случае, когда право на сохранение среднемесячного заработка возникло после ликвидации организации. Интерес представляет ч. 6 ст. 178 ТК РФ, диспозиция которой, по сути, запрещает ликвидировать организацию до того момента, пока не будут произведены выплаты бывшим работникам. Возможно также предположить, что в настоящее время невыплата среднемесячного заработка на время трудоустройства может послужить основанием для оспаривания записи об внесении записи в ЕГРЮЛ о прекращении юридического лица. Вследствие этого с целью ускорения ликвидации организации существует возможность выплатить работнику повышенное выходное пособие. Однако, в таком случае возможен вариант, когда рабочий может устроиться на работу раньше сроков установленных в трудовом законодательстве. В результате бывший работник может получить сумму, превышающую ту, которая ему положена по закону. Для сравнения, в трудовом законодательстве Республики Беларусь предусмотрено, что при ликвидации организации выплачивается выходное пособие в размере среднего заработка за трёхмесячный период. Появления такого механизма правового регулирования в российском законодательстве вполне соответствовало бы стремлениям, которые задают конституционные новации 2020 года о социальном партнерстве и солидарности. Однако, такой подход к решению проблемы на данный момент хотя и является простым в реализации, но оказывает влияние на состояние организации, готовящейся к ликвидации. По-нашему мнению, можно ввести механизм, который бы позволял работодателю выплачивать работнику компенсацию в размере трех среднемесячных заработков сразу после увольнения, когда юридическое лицо еще не ликвидировано. Однако если не наступили последствия, предусмотренные ст. 178 ТК РФ, то бывший работник обязан вернуть полученную компенсацию или её часть в течение 3 месяцев со дня получения компенсации от работодателя либо организации, либо учредителям юридического лица или иному контролирующему лицу. Такой механизм правового регулирования позволяет в некоторой степени найти баланс между интересом работодателя, работника и в некоторой степени кредиторов ликвидируемой организации, в случае привлечения контролирующих лиц организации к субсидиарной ответственности.

В завершении важно отметить, что право на защиту от безработицы имеет многогранных характер, одним из компонентов такого права является право бывшего работника на сохранение среднего заработка на период трудоустройства. Конституционный суд РФ обратил внимание на отсутствие правового механизма регулирования реализации такого права при ликвидации организации. Сейчас трудовое законодательство содержит механизм, позволяющий работнику получить гарантированную законом выплату, но такой механизм нуждается в дальнейшем обсуждении и модернизации.


Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г.) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6–ФКЗ, от 30.12.2008 № 7–ФКЗ, от 05.02.2014 № 2–ФКЗ, от 21.07.2014 № 11–ФКЗ, от 14.03.2020 № 1–ФКЗ) // Российская газета. – 4 июля 2020. – № 144.
  2. Постановление Конституционного Суда РФ от 19.12.2018 № 45-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки М.В. Трофимовой» // Собрание законодательства РФ. – 2018. – № 53 (ч.2). – ст. 8794.
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – ст. 3.
0
No votes yet