Право граждан на достойный уровень жизни и его реализация в сфере социального обеспечения путем предоставления гарантий на оказания медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования

Маркова Дарина Сергеевна
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, г. Самара

Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1] — это следует из статьи 7 Конституции Российской Федерации.

Во Всеобщей декларации прав человека принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 под достойным уровнем жизни понимается следующее: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам» [2].

Велиева Д. С. в своей статье рассматривает достойный уровень жизни в связи с конституционной обязанностью российского государства по созданию «условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»[3]. Можно говорить о том, что уровень жизни граждан характеризует государство и дает представление о нем другим странам. Поскольку одним из критериев при сравнении стран является уровень жизни населения.

Достойный уровень жизни включает в себя: различные виды социального обеспечения (пенсия, пособии, льготы и т. д.), право на медицинскую помощь и другое. Также достойный уровень жизни характеризуется возможностью удовлетворения физиологических, социальных и духовных потребностей.

Для того, чтобы поддерживать достойный уровень жизни, государство должно быть социально ориентированно, т. е. государство должно проводить социальную политику, которая выражена в предоставлении определенных гарантий гражданам, а также создавать нормативно правовую базу с целью недопущения дискриминации в обществе по экономическому признаку.

Одной из гарантий государства является обязательное медицинское страхование (далее - ОМС), регулируемое Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 № 326-ФЗ. На основании статьи 16 данного закона граждане могут получать бесплатную медицинскую помощь при наступление страхового случая в медицинском учреждение включенного в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС. На официальном сайте Федерального фонда ОМС можно узнать какие медицинские учреждения оказывают медицинскую помощь по полисам ОМС.

На примере Самарской области в реестр медицинских организаций осуществляющих свою деятельность с использованием полисов ОМС включены как государственные, которые занимают большую часть списка, так и частные медицинские учреждения.

Стоит отметить, что частные клиники осуществляют лишь малую часть услуг по полису ОМС. При этом при записи в частные клиники большинство людей не знают, что часть услуг можно получить по полису ОМС, а частные клиники не предупреждают об этом пациентов. Лишь только малая часть частных клиник заранее говорят о том, что можно воспользоваться полисом ОМС. У населения имеется стереотип, что только в государственных медицинских учреждениях можно получить услуги по полису обязательного медицинского страхования.

Если говорить о государственных медицинских учреждениях, то можно отметить большую нагрузку на врачей, которая сказывается на качестве медицине. Д. И. Азаров заметил, что во многом это связано и с перегруженностью врачей поликлиник бумажной работой. Бесконечное количество отчетов, заполнение форм — при том, что, конечно, современные технологии, в том числе, цифровизация, информатизация, позволяют это делать совершенно на ином уровне [4].

Стоит отметить, что возникает проблема при выдаче направления для консультации специалиста в другом государственном медицинском учреждении.  Во многом это объясняется нежеланием отпускать пациента за которого платит государство. Глава Самарской области привел пример «безграмотности и непрофессионализма на местах» в сфере здравоохранения: «Человек обратился в наш онкоцентр, ему поставили диагноз „онкология“. Для госпитализации ему необходимо было сдать анализы в поликлинике № 15. Завотделением сказал, что не может дать направление, поскольку с лечебного заведения спишут деньги. Это не врач, это бездушный учетчик денежных знаков. Финансирование и лечение онкозаболеваний идет по отдельной программе» [5].

Можно выделить ряд проблем, связанных с оказанием бесплатной медицинской помощи в различных медицинских учреждениях: во-первых, не все государственные медицинские учреждения могут предоставить качественные услуги, во многом это объясняется отсутствием современного оборудования в кабинетах врачей; во-вторых, часть частных медицинских учреждений не предлагает альтернативы выбора оплаты услуг, а именно оплата самим гражданином или оплата осуществляемая через фонд ОМС; в-третьих, наличие стереотипа в обществе о том, что бесплатную медицинскую помощь оказывает лишь государственные медицинские учреждения; в-четвертых, нежелание медицинских учреждений различных форм собственности сотрудничать между собой.

Для того, чтобы реализовать право граждан на достойную жизнь в области оказания медицинской помощи нужно информировать граждан о возможности оказания услуг по полису ОМС в частных медицинских учреждениях.  Для этого  нужно  внести  изменения  в  пункт  8 части 7 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и изложить в следующей редакции: «обеспечивает права граждан в сфере обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, информирование граждан о порядке обеспечения и защиты их прав в соответствии с настоящим Федеральным законом, информирование граждан о медицинских учреждениях осуществляющих услуги по полису обязательного медицинского страхования при помощи создания социальной рекламы размещенной в общественном транспорте, баннерах и региональных средствах массовых информаций».

Поскольку некоторые частные медицинские учреждения не предупреждают граждан о возможности получения медицинских услуг по полису ОМС нужно внести изменение в пункт 6 части 2 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и изложить в следующей редакции: «размещать на своем официальном сайте в сети "Интернет" информацию о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи в том числе с использованием полиса обязательного медицинского страхования;».

Частные медицинские учреждения должны осознавать социальную значимость оказываемых медицинских услуг, способствовать сохранению здоровья и продолжительности жизни нации. Для контроля за соблюдением федерального законодательства обязать органы прокуратуры проводить мониторинг сайтов медицинских учреждений, проводить контроль за операторами колл-центров, а также рейды в медицинские учреждения. Это позволит гражданам получать своевременную и качественную медицинскую помощь, а также позволит государственным медицинским учреждениям справляется с большим количеством пациентов, что повысит качество оказываемых услуг.

Поскольку в большинстве случаев врачи не желают давать направления для того, чтобы пациенту была оказана медицинская услуга в другом медицинском учреждение, нужно усилить контроль со стороны территориального фонда медицинского страхования.


Список литературы

  1. [Электронный ресурс] // Консультантплюс – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения:  11.10.2020 г.)
  2. [Электронный ресурс] // Консультантплюс – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/ (дата обращения:  11.10.2020 г.)
  3. [Электронный ресурс] // Cyberleninka – URL:  https://cyberleninka.ru/article/n/dostoynyy-uroven-zhizni-kak-nauchnoe-ponyatie/viewer (дата обращения:  12.10.2020 г.)
  4. [Электронный ресурс] // Волга Ньюс – URL:  https://volga.news/article/489769.html (дата обращения:  12.10.2020 г.)
  5. [Электронный ресурс] // Коммерсантъ – URL: https://www.kommersant.ru/doc/4242218 (дата обращения:  12.10.2020 г.)
  6. [Электронный ресурс] // Консультантплюс – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107289/ (дата обращения:  11.10.2020 г.) 
  7. [Электронный ресурс] // Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – URL: http://www.ffoms.gov.ru/documents/registry/MO/ (дата обращения:  11.10.2020 г.)
0
No votes yet