Пособие по безработице в условиях пандемии: российский и зарубежный опыт

Жирков Николай Дмитриевич
БУ ВО ХМАО-ЮГРЫ Сургутский государственный университет г.Сургут Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Научный руководитель: 
Босык Ольга Игоревна, старший преподаватель

В 2020 году  страны начали вводиться карантинные меры, с целью недопущения распространения новой коронавирусной инфекции, скорость распространения которой вынудила Всемирную Организацию Здравоохранения объявить пандемию.

Одной из карантинных мер стал локдаун, который характеризовался, вне зависимости от механизмов применения в разных странах, приостановлением  работы субъектов предпринимательской деятельности, за исключением непрерывного производства и продуктов первой необходимости.

Последствием  ограничительных мер работы магазинов, предприятий общепита, приостановления развлекательных мероприятий и закрытия границ стал рост безработицы и снижение жизненного уровня граждан.

Заявленной проблемой настоящего исследования является изучение адресности и эффективности применения мер поддержки безработных.

Предметом изучения будут условия и размер пособия по безработице в Российской Федерации, Норвегии, США и Китае. Выбор стран обусловлен различными первоначальными экономическими показателями, а также устройством систем государственного социального обеспечения.

В Норвегии человек, оставшийся без официального основного заработка, имеет право на получение материальной помощи от государства в виде прямой ежедневной выплаты [2, с.8]. Размер пособия по безработице зависит от величины прежнего заработка, в силу чего, основная цель такой меры поддержки – мотивирование граждан к поиску новой работы и официальному трудоустройству. Для получения статус безработного необходимо соответствовать следующим требованиям: до увольнения иметь официальный трудовой стаж на одной месте не менее 60 дней и своевременно встать на учет в центр занятости, а также не реже двух раз в неделю приходить на прием вести активный поиск работы. Максимальный период получения пособия по безработице в Норвегии составляет 104 недели со дня признания лица безработным, увеличение данной продолжительности допускается только в исключительных случаях. Ключевая особенность выплаты пособия по безработице в Норвегии является ориентированность на поддержку лиц, утративших официальное место работы с учетом заработка не ниже определенного минимума.

Меры государственной социальной поддержки  в США не являются многочисленными и направлены на поддержку только лиц, соответствующих высоким требованиям. Пособие по безработице в США полагается гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуации, но с условием предоставления документов, подтверждающих отсутствия умысла в создании подобной ситуации. Пособие по безработице предоставляется гражданам, официальный доход которых составляет менее 1,1 тысячи долларов либо потерявших работу, что позволяет таких граждан отнести к категории «люди из зоны финансового риска» [3, с .15]. Социальное законодательство в сфере предоставления пособия по безработице в США установлено на федеральном уровне, но в общих чертах, в связи с чем условия и основания могут значительно отличаться в разных штатах. Так в 2021 году только в 13 штатах при вычислении размера пособия по безработице учитывается наличие несовершеннолетнего ребенка в семье и прочих иждивенцев. По общему правилу для получения пособия по безработице в США необходимо соответствовать следующим требования: до увольнения проработать не менее  6-12 месяцев у одного работодателя;  получать минимальный размер оплаты труда, а также быть уволенным по инициативе работодателя, в частности по причине сокращения штата. Пособие по безработице выплачивается  в течение 7 или 13 недель в зависимости от штата и конкретной ситуации, в которой оказался гражданин (Закон  США CARES  03.032020 пакет федеральных мер поддержки «АКТ ЗАБОТЫ»).  Приобретение правового статуса безработного обязывает гражданина не менее чем раз в неделю отмечаться в Департаменте Занятости и отчитываться в своих успехах по поиску работы с учетом вариантов, предлагаемых органами государственной власти.

Китай в отличие от Норвегии и США  применяет методику ваучерного удержания экономики с целью повышения покупательской активности, вместо прямых выплат, а пособие по безработице представляет собой исключительную меру, которая применяется только к определенной категории граждан [4, с.10]. Таким образом, Китай определил главную цель по борьбе с безработицей в виде поддержки покупательской способности и недопустимости снижения экономической активности.

Дания и Германия развивают программу гарантированности заработной платы для работников предприятий, прекративших или приостановивших деятельность в период карантинных мер. Основная цель данной меры заключается в компенсировании из государственного бюджета затрат на заработную плату в размере от 75 до 90 процентов в течение следующих трех месяцев с даты изменения рабочего времени организации или прекращения ее деятельности, но при условии сохранения штатной численности. Соответственно, Дания и Германия являются странами, в которых в качестве социальной меры по борьбе с растущими показателями безработицы является субсидирование заработной платы и поддержка неполной занятости с целью недопущения экономического и социального коллапса.

Российская Федерация является страной с многообразным перечнем мер поддержки лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию из-за применения карантинных мер. Пособие по безработице в РФ могут получить трудоспособные граждане, которые ищут работу и не могут найти, а также поставлены на учет в Центр Занятости [1, с.15]. В отличие от некоторых стан, на учет в Центр Занятости может быть поставлен гражданин, не имеющий официального трудового стажа, что придает данной мере поддержки универсальный и адресный характер. На размер пособия по безработице влияет много факторов, но размер не может быть менее 1500 рублей и не больше 12 130 рублей с учетом специальных коэффициентов в зависимости от климатических условий субъектов РФ. Если гражданин лишился работы после 1 марта 2020 года и встал на учет в качестве безработного, то вне зависимости от стажа и уровня дохода на предыдущем месте работы размер пособия по безработице в течение с апреля по июнь назначался в максимальном размере. С целью сохранения рабочих мест и снижения уровня безработицы был введен перечень специальных кредитных программ, основным условием для участия в которых является признание заемщика субъектом малого и среднего предпринимательства.

Выбор стран настоящего исследования был не случайным, а преследовал цель составления определенной классификации. Согласно этой классификации можно выделить группы стран в зависимости от характера мер поддержки, предоставляемых безработным в период пандемии. Первая группа стран ориентирована на поддержку уже потерявших работу, вторая группа направляет меры на максимальное сохранение рабочих мест, а третья сочетает использование инструментов субсидирования субъектов предпринимательской деятельности и предоставления определенных ваучеров.

Российская Федерация в данной классификации максимально соответствует понятию социального государства, а также терминологии Международной Организации Труда, что выражается в использовании широкого понятия безработного как трудоспособного лица, который не имеет работы и одновременно ищет ее.

Таким образом, проведенное исследование, позволяет сделать вывод, что пособие по безработице достигает своей цели только в совокупности с иными мерами поддержки, в частности, субсидирование рабочих мест и предоставление льготных кредитов для субъектов малого и среднего предпринимательства, в силу чего полагаем, что опыт РФ будет использован иностранными государствами.


Список литературы

  1. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". Рос.газ. № 84.06.05.1996
  2. ОЭСР (2021), «Отсутствие социальной поддержки» (индикатор), https://doi.org/10.1787/0cfbe26f-en (по состоянию на 09 апреля 2021 г.).
  3. Сила, У. и П. Хеммингс (2020), «Сохранение высокой занятости в Норвегии», Рабочие документы Департамента экономики ОЭСР , № 1598, Издательство ОЭСР,  Париж, https://doi.org/10.1787/7e1993a1-en .
  4. Смирнова А.А. О мерах государственной поддержки малого предпринимательства в период пандемии COVID-19 в России // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – Том 11. – № 2. – С. 285-298. – doi: 10.18334 / epp.11.2.111588.
0
No votes yet