Пособие по безработице как вид социальной поддержки

Чусовитина Яна Александровна
ЧПОУ «Академический колледж», г. Челябинск

Безработица – это отсутствие занятости у некоторого количества экономически активного населения, как правило, способного и желающего активно заниматься трудовой деятельностью.[4, с.93]

По мнению С.М. Вона основными причинами безработицы являются

избыток населения, установление ставок заработной платы выше равновесного уровня под давлением действий профсоюзов и социально-экономической активности населения, вытеснение труда капиталом в эпоху научно-технической революции, наличие монопсонии на рынке труда (предприятия-монопсонисты диктуют условия оплаты труда и занижают объем занятости), низкий платежеспособный спрос. [5, с.73]

Безработица является макроэкономической проблемой, так как она порождена процессами, происходящими в экономике страны, и  оказывает влияние, которое ощущается хозяйством государства. Данная проблема характерна и для развитых стран. В современное время безработица затронула весь мир, вне зависимости от уровня экономического развития.

Уровень безработицы определяется следующим образом: отношение доли безработных к общей величине рабочей силы. Численность рабочей силы есть совокупность граждан имеющих работу и число безработных лиц.[8] Таким образом, рабочая сила определяется как общая численность граждан государства, находящихся в трудоспособном возрасте и желающих трудиться.

В 2020 году уровень безработицы значительно возрос в связи с общей эпидемиологической неблагоприятной обстановкой распространением инфекции COVID-19. Правительства многих стран отреагировали  усилением социальной политики, в том числе изменили систему выплат пособий, в частности, пособия по безработице,  для стабилизации обстановки в обществе. В Челябинской области уровень безработицы за период 2019-2020гг.   значительно вырос, об этом свидетельствуют официальные данные проведенного мониторинга в Главном управлении по труду и занятости Челябинской  области. Приведенная диаграмма рис.1 отражает неблагоприятную социально-экономическую ситуацию в регионе.

Рисунок 1 – Уровень безработицы [8]

Статистика численности безработных и уровня безработицы Челябинской области в соотношении с другими субъектами, входящими в состав УрФО отражены в сравнительной таблице 2.

Таблица 2 – Показатели по УрФО на 01.10.2020 г. [8]

Наименование

Численность зарегистрированных безработных, человек

Уровень регистрируемой безработицы, %

Уральский федеральный округ

306593

4,85

Курганская область

25343

6,94

Свердловская область

119875

5,64

Челябинская область

92285

4,92

Тюменская область

32292

4,44

Ханты–Мансийский автономный округ – Югра

29598

3,24

Ямало–Ненецкий автономный округ

7200

2,28

Анализ приведенной  статистики  позволяет сделать вывод о нестабильной ситуации на рынке труда в экономически развитых Свердловской и Челябинской областях Наибольший уровень безработных граждан зафиксирован  в агропромышленной  Курганской области. В Ямало- Ненецком автономном округе зарегистрировано наименьшее число граждан, признанных безработными. Однако общий процент безработицы в УрФО является показателем общего спада в экономике страны и социальной последствиях, которые требуют правового вмешательства государства, так как отражают общую проблему для большинства субъектов РФ.

Итак, рассмотрим  и проанализируем  процесс назначения  и выплаты пособия по безработице в РФ по действующему законодательству.

Пособие по безработице – вид социального обеспечения, состоящий в ежемесячном предоставлении гражданам, признанным в установленном порядке безработными, денежных средств с целью компенсации утраченного заработка и стимулирования к поиску работы.[6, с.251]

Социальная поддержка безработных – это система мер, принимаемых государством с целью предоставить безработным гражданам помощь в преодолении сложной жизненной ситуации, вызванной отсутствием работы.[7, с.297]

Правовое регулирование отношений, связанных с социальной защитой безработных граждан осуществляется Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, при этом зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и полны решимости приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан определяется Правительством Российской Федерации.

Размер пособия по безработице определяется в следующем порядке:

– в первые три месяца безработицы – в размере 75 % среднемесячного заработка (денежного довольствия) безработного за последние 12 месяцев по последнему месту работы, но не более максимального размера пособия по безработице;

– в следующие четыре месяца – в размере 60 % среднемесячного заработка, но не более максимального размера пособия по безработице;

– в дальнейшем – в размере 45 % среднемесячного заработка, но не более максимального размера пособия по безработице.[3]

Общий период выплаты пособия по безработице гражданину не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев. Пособие по безработице выплачивается каждый месяц при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц. Порядок и условия назначения и выплаты пособия гражданам, признанным в установленном порядке безработными, определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.[3]

Таким образом, в РФ и её субъектах, сформирован правовой опыт борьбы с безработицей, позволяющий своевременно принимать меры по оказанию социальной и материальной поддержки безработных граждан, что в свою очередь способствует стабилизации социально-экономической обстановки в обществе. Учитывая объективные факторы, влияющие на уровень безработицы, государство включает механизм регулирования и защиты граждан, сглаживая несовершенство рыночной экономики.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6–ФКЗ, от 30.12.2008 № 7–ФКЗ, от 05.02.2014 № 2–ФКЗ, от 21.07.2014 № 11–ФКЗ, от 14.03.2020 № 1–ФКЗ). // Справочно–правовая система Консультант Плюс, 2021 г.
  2. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197–ФЗ (часть 3): ТК: принято Государственной Думой 21 декабря 2001 г. Текст по состоянию на 31 июля 2020 г. // Справочно–правовая система Консультант Плюс, 2020 г.
  3. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032–1 «О занятости населения в Российской Федерации». Текст по состоянию на 31 июля 2020 г. // Собрание Законодательства РФ, 1996, № 17, ст. 1915.
  4. Баева, А.С. Теоретические аспекты оценки уровня занятости и безработицы / А.С. Баева, А.В. Рак, А.Е. Коломиец // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – № 5. – С. 93
  5. Вон, С.М. Безработица: ее причины и последствия / С.М. Вон // Молодой ученый. – 2016. – № 17.1 (121.1). – С. 72–73
  6. Григорьев, И.В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для среднего профессионального образования / И.В. Григорьев, В.Ш. Шайхатдинов. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 426 с.
  7. Филиппова, М.В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для среднего профессионального образования / М.В. Филиппова, Н.И. Дивеева, Е.Н. Доброхотова, А.А. Захаров, Т.В. Иванкина, А.В. Кузьменко, М.Ю. Лаврикова, Ф.К. Ногайлиева, М.Ю. Федорова, М.М. Харитонов. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 406 с.
  8. Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области: официальный сайт. – Челябинск, 2021. – URL: http://szn74.ru/ (дата обращения: 18.02.2021).
0
No votes yet