Ответственность за вред, причиненного жизни и здоровью транспортным средством как источником повышенной опасности

Косенков Артем Викторович
ЧОУ ВО «Сибирский юридический университет», г. Омск

С каждым годом количество транспортных средств в России неизменно растет. Увеличение числа транспортных средств означает возрастание количества случаев, связанных с причинением вреда транспортным средством. На практике возникают вопросы, связанные с рассмотрением дел о проблемах возмещения вреда, причинивших вред транспортным средством.

Источник повышенной опасности – это деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда жизни или здоровью из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке, хранению предметов, веществ и других объектов производственного, хозяйственного или иного назначения, обладающих такими же свойствами.

Так же есть и иные мнения на этот счет. Взять к примеру мнение известного ученого О.А. Красавчикова [4; с. 118], который в своей работе предлагает иную формулировку понятия «источник повышенной опасности». По его субъективному мнению, под данным термином стоит понимать «предметы материального мира, обладающие особыми специфическими количественными и качественными состояниями, в силу которых владение ими связано с повышенной опасностью для всех окружающих».

Транспортное средство-это устройство, предназначенное для перевозки физических лиц, грузов, личных вещей, животных либо оборудования, закрепленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, установленных транспортными кодексами и уставами. Использование транспортных средств представляет собой деятельность, связанную с повышенной опасностью для окружающих, а само транспортное средство признается источником повышенной опасности. Транспортное средство будет рассматриваться как источник повышенной опасности в той ситуации, когда вред был причинен вследствие его действий или в результате его вредоносных свойств. Решающее значение имеет то обстоятельство, использовалось ли данное транспортное средство в момент причинения вреда. Использование транспортного средства считается процесс его эксплуатации, сопряженный с движением в пределах дорог, в том числе на прилегающих к ним и предназначенных для движения данного рода средств территориях (на стоянках транспортных средств, заправочных станциях, во дворах и других специально отведенных для этого зонах). Использование оборудования, установленного на транспортном средстве и напрямую не связанного с его участием в дорожном движении, не является по сути использованием [2; с. 10 - 13].

Нормы, регулирующие ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности относятся к так называемым «специальным деликтам». Положения статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации напрямую регулируют указанные правоотношения [1; ст. 1079].

Особенность ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности, по общему правилу будет возмещать владелец, независимо от того виновен он в причинении вреда или же нет. В таком случае владелец осознано должен допускать тот факт, что в ходе деятельности в которой фигурирует источник повышенной опасности, могут наступить обстоятельства, влекущие за собой отрицательные последствия. Например, в случае, если владелец источника повышенной опасности, связанный с потерпевшим гражданином гражданско-правовым договором по перевозке пассажира, обязан возместить вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего, в соответствии с нормами о возмещении вреда, причиненного источником повышенной опасности, независимо от того, имелась или не имелась вина в его действиях.

В соответствии с п.2 ст. 1079 Гражданского кодекса, субъектами ответственности, могут быть как граждане, так и организации, использующие данный источник на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, либо же по иным основаниям. Такие владельцы будут являться титульными владельцами источника повышенной опасности. Не будут признаваться владельцами источника повышенной опасности лица, которые в силу трудовых отношений с владельцем источника повышенной опасности, управляют данным источником. К таковым могут относиться оператор, машинист, шофер. Ответственность за вред, причиненный такими лицами несет организация, но в последующем организация в праве в порядке регресса взыскать с фактического причинителя вреда ту или иную сумму, либо же конкретную вещь.

Основанием для признания вреда, причиненного источником повышенной опасности (транспортным средством), является одновременное наличие нескольких критериев: 1) вред должен быть причинен вследствие использования транспортного средства; 2) наличие причинно-следственной связи между деятельностью с использованием источника повышенной опасности и возникшим вредом.

В случае нарушения нематериальных благ, в частности наступления вреда жизни и здоровью человека, причинение морального вреда, размер денежной компенсации будет определяться судом при вынесении соответствующего решения, так как данная категория дел является одной наиболее сложных при рассмотрении категорий. Закон предоставляет суду значительную возможность усмотрения в решении этого вопроса, устанавливая лишь общие критерии определения размера компенсации. Исходя из положений Гражданского законодательства, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и может очень сильно варьироваться [3; 558 - 584]. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

При привлечении к ответственности владельца транспортного средства суды тщательным образом устанавливают, является ли он субъектом. Кроме того, действующее законодательство не содержит положений о солидарной ответственности по возмещению компенсации морального вреда собственником транспортного средства и его владельцем.

Исходя из положений законодательства, вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит. Суду следует установить объективно установить достоверность данного факта.

При грубой неосторожности, нарушающей обычные, очевидные для всех требования, предъявляемые к лицу, осуществляющему определенную деятельность, в том числе нарушение правил техники безопасности, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, но при условии, если это не противоречит закону. Вопрос о том, является ли допущенная потерпевшим неосторожность грубой небрежностью или же относится к простой неосмотрительности, в каждом случае должен решаться с учетом фактических обстоятельств дела. Суду в данном случае предстоит изучить большой объем информации, для того чтобы безошибочно установить была ли это грубая неосторожность или нет, ведь от данного решения будет зависеть судьба дела и непосредственно лиц, участвующих в нем. В частности, грубой неосторожностью должно быть признано алкогольное, наркотическое и иное опьянение, содействовавшее причинению вреда.

Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный действием этого источника, если докажет, что предмет был украден, либо иным другим образом выбыл из законного владения не по его вине, а в результате противоправных действий третьих лиц, в таком случае, ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности будут несут лица, которые неправомерно завладели этим источником, а также непосредственно управляли им [5; 4 - 6].


Список использованных источников:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 09.03.2021 г. № 33 – ФЗ), СЗ РФ - 1996 - № 5 - Ст. 410;
  2. Бажина М.А. Понятие "транспортное средство" в транспортном праве / М.А. Бажина // Транспортное право. 2017. №1. С. 10 – 13;
  3. Гражданское право, учебник. Издание II. Под редакцией доктора юридических наук, профессора С.А. Степанова. С. 558-584;
  4. Красавчиков О.А. Возмещение вреда, причинённого источником повышенной опасности /О.А. Красавчиков // М., 1966. - С. 118;
  5. Пензурова М.Ю. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности / М.Ю. Пензурова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2017. -  С. 4-6.
0
No votes yet