Особенности участия несовершеннолетних свидетелей и потерпевших в уголовном процессе

Смешкова Анжелика Евгеньевна
ЧОУ ВО «Сибирский юридический университет», г.Омск

Участие несовершеннолетних в уголовном процессе может оказать значительное влияние на установление истины по конкретному делу. Поэтому крайне важно знать все особенности участия таких лиц в процессе и уметь правильно применять соответствующие нормы закона.

Согласно законодательству, несовершеннолетний – это лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (при этом достигло возраста 14 лет). В Конвенции о правах ребёнка в ст. 3 говорится о том, что при всех действиях, принимаемых по отношению к детям, главное внимание уделяется обеспечению наилучших интересов ребенка [1].

Участие несовершеннолетних свидетелей и потерпевших в уголовном процессе имеет свои особенности.

В УПК РФ есть статьи, которые регулируют участие несовершеннолетних свидетелей и потерпевших в уголовном процессе. Например, правила допроса, очной ставки, предъявления для опознания и проверки показаний несовершеннолетних лиц регулируются ст. 191 УПК РФ, положения которой имеют свою специфику [2].

1. Допрос, очная ставка, предъявление для опознания и проверка показаний на месте с участием несовершеннолетних проводятся с обязательным участием педагога или психолога, если несовершеннолетний не достиг 16 лет или страдает психическими расстройствами. Педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя для несовершеннолетних старше 16 лет.

Однако, важно отметить, что в данной норме предусматривается выбор между педагогом и психологом, но не одновременное участие обоих специалистов. Возможно, это связано с тем, что каждый специалист выполняет свою специфическую функцию в уголовном досудебном производстве. Педагог помогает установить контакт с несовершеннолетним, учитывая его возраст и уровень развития, а также следит за соблюдением прав ребенка. Психолог же специализируется на работе с психическими особенностями и нарушениями, помогая обеспечить адекватное восприятие и понимание происходящего со стороны несовершеннолетнего. Одновременное участие обоих специалистов может привести к дублированию функций и затруднить процесс расследования. Поэтому полагаем, что законодатель предусмотрел возможность выбора между педагогом и психологом, исходя из конкретных обстоятельств каждого случая.

2. Мaксимальное время, в течение которого могут проводиться следственные действия, зависит от возраста: для лиц до 7 лет – не более 30 минут непрерывно и не более 1 часа в общей сложности; для лиц от 7 до 14 лет – не более 1 часа непрерывно и не более 2 часов в общей сложности; для лиц старше 14 лет – не более 2 часов непрерывно и не более 4 часов в общей сложности в течение рабочего дня.

Стоит заметить, что точное время перерыва для несовершеннолетних в статье не установлено. Можно предположить, что время перерыва не фиксируется строго, чтобы обеспечить гибкость и возможность адаптировать процесс к потребностям конкретного ребенка.

3. Законный представитель несовершеннолетнего имеет право присутствовать при следственных действиях.

Законными представителями несовершеннолетнего могут выступать его родители, усыновители, опекуны или попечители, представители учреждений, на попечении которых находится несовершеннолетний, органы опеки и попечительства. Если родители или опекуны находятся в состоянии алкогольного опьянения или совершили преступление, то их права представлять интересы ребенка будут ограничены. В таком случае, законным представителем может стать представитель органов опеки и попечительства. Однако, полагаем оправданным и целесообразным наделение другого родственника или близкого человека правами и обязанностями законного представителя.

4. Потерпевшие и свидетели до 16 лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Им указывают на необходимость говорить правду.

В заключении необходимо подчеркнуть важность знания всех особенностей участия несовершеннолетних свидетелей и потерпевших в уголовном процессе. Это поможет обеспечить защиту прав и интересов этих лиц, а также повысить эффективность расследования преступлений. Необходимо также отметить, что правильное применение соответствующих норм закона позволит установить истину по конкретному делу и привлечь виновных к ответственности.


Список литературы:

  1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). Доступ из СПС «Консультант плюс».
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 14.02.2024) // СЗ РФ. – 2001. – № 52 – ст. 4921; www.pravo.gov.ru
0
No votes yet