Особенности требований к депутату Государственной Думы Российской Федерации

Луканюк Мария Денисовна
ЧОУ ВО «Сибирский юридический университет», г. Омск

Процедура получения статуса депутата Государственной Думы состоит из множества этапов, каждый кандидат в депутаты должен предоставить массу документов для участия в выборах и доказать, что он соответствует всем требованиям.

Депутат государственной думы – это почётная должность, его можно назвать представителем от народа. Чтобы занять такую должность нужно заслужить доверие народа, так как люди должны знать, что этот человек действительно сможет представить их интересы на уровне страны и защитить их права, когда это потребуется. Депутат должен отвечать специальным требованиям, установленным в конституции Российской Федерации и в федеральных законах. Статья 97 Конституции Российской Федерации гласит о том, что Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Депутатам Государственной Думы в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Исходя из данной статьи, можно подумать о том, что стать депутатом не так уж сложно, перечисленным требованиям отвечает большинство граждан Российской Федерации. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд, депутат не только должен вызвать доверие у народа, но и отвечать установленным требованиям.

Есть такие требования к кандидату в депутаты, которые установлены законом и обязательны для исполнения: Согласно статье 41 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ", кандидат на должность должен предъявить массу документов, например: заявление кандидата о его согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Государственной Думы. Не совместима со статусом депутата деятельность по управлению хозяйственным обществом или иной коммерческой организацией, предпринимательская или другая оплачиваемая деятельность, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Также депутат не может параллельно замещать должности: депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или представительного органа муниципального образования, выборного должностного лица иного органа государственной власти или выборного должностного лица местного самоуправления. Невозможно назначение депутата Государственной Думы на иную государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, поступление депутата Государственной Думы на государственную или муниципальную службу. Такие ограничения введены для того чтобы ограничить коррупцию, то есть - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами [статья 1] .Запрет иметь счета в иностранных банках также обусловлен противодействием "теневой" экономике, которые мешают развиваться нашему обществу и государству.

Депутат не сможет осуществлять свои полномочия если в отношении него вступит в силу обвинительный приговор. При этом не имеют значения характер преступления, умысел, мотив и вид наказания за него; определяющей является прeзумпция того, что лицо, кoнфликтующее с уголовным законом в любом виде, не отвечает нравственным требованиям, а значит не может быть представителем народа, уполномоченным oсуществлять в Государственной думе Федерального собрания Российской Федерации законодательные и иные полномочия  предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, так как сам нарушает закон. Личность, нарушившая закон , вряд ли сможет завоевать доверие граждан и занять столь важный пост , в какой-то мере определяющий судьбу государства.

Для многих граждан Российской Федерации неизвестно, что в заявлении кандидата о его согласии баллотироваться должны содержаться сведения о его профессиональном образовании и месте его получения с пометкой «при наличии». Из этого следует вывод, что наличие профессионального образования для депутата Государственной думы не обязательно. Данный факт вызывает некоторые противоречия в обществе, многие люди не понимают, почему государство может доверить должность, связанную с законодательными полномочиями, лицам, не имеющим профессионального образования, ведь их деятельность может сказаться на судьбе государства. Дело в том, что депутат – это представитель от народа, он может не иметь профессиональное образование, главное для него – заслужить доверие народа, что и будет ключом к получению статуса депутата. Кандидаты в депутаты могут получить доверие населения различными способами. Они могут отличиться в общественной деятельности, иметь особые заслуги перед государством,  быть осведомленными в конкретной сфере, важной для жизни общества, то есть, для того чтобы собрать необходимое число голосов, кандидат должен являться достойным человеком в глазах избирателей, дело не только в образовании. Доверие формируется в результате длительного процесса, основу которого составляют искренность, исполнительность, порядочность добросовестность и честность кандидата. А весь процесс формирования доверия строится на коммуникациях с целевой общественностью, в результате которых поэтапно формируется знание, складывается отношение и наконец, возникает доверие. Кандидат должен четко понимать, что его основная работа - работа с населением, он должен проводить регулярные встречи и вникать с суть проблем населения, чтобы не было сомнений в его заинтересованности в представлении законных интересов народа. Но, несмотря на это, большинство людей подают свои голоса за кандидатов, имеющих высшее образование, так как такие депутаты вызывают у них большее доверие. Также к обязательным требованиям не относится наличие у кандидата в депутаты основного места работы или службы, в таком случае в заявлении достаточно указать основной род занятий.

Минимальный возраст при наступлении которого можно претендовать на должность депутата государственной думы РФ-21 год тоже имеет некоторые противоречия в обществе. Многие убеждены, что в 21 год человек еще не готов к выполнению столь ответственных задач и к тому же, многие в 21 год являются студентами, то есть «неопытными и необразованными». Но на самом деле нельзя определять умственные способности возрастом человека. В государственной думе имели место споры о минимальном возрасте для избрания депутатом, но возраст остался неизменным.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что депутат государственной думы российской федерации действительно является представителем воли народа, только народ может выбрать того, кому он доверяет. Если oбратиться к словарям, слово «депутат» происходит от латинского deputatus, то есть пoсланный. Так называли человека, который выражал общее мнение oпределенной группы, социальной общности. Именно поэтому государство предъявляет лишь oсновные требования к депутатам, но свобода выбора конкретного человека своим представителем остается правом народа, население может само для себя определять какими качествами должен обладать их представитель.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства Российской Федерации – 2014.
  2. О противодействии коррупции: федеральный закон от 25  декабря 2008 г. № 273-ФЗ .
  3. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации : федеральный закон от 22 февраля 2014 . № 20-ФЗ.
  4. О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: федеральный закон от 8 мая 1994. № 3 – ФЗ.
  5. Лучин В.О. Конституционное право России: учебник / В.О Лучин, Б.С. Эбзеев,  Е.Н. Хазов, Н.М. Чепурнова – 9-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 671 с.
0
No votes yet