Особенности профессиональной переподготовки творческих работников

Копаева Арина Николаевна
ФГБОУ ВО ОГУ имени И. С. Тургенева., г. Орёл

Каждый человек имеет право на образование в соответствии со статьей 43 Конституции РФ. Данное конституционное закрепление является фундаментальной составляющей право работника на образование. Закон РФ «Об образовании» регламентирует все необходимые аспекты касательно получения бесплатного образования.  Стоит отметить, что работники имеют право на профессиональную подготовку и переобучение, которые необходимы для получения навыков в экспресс-формате. Повышение профессиональной квалификации является доступным для работников всех категорий в соответствии с Трудовым Кодексом РФ.

Как гласит положение ст. 1 ТК РФ, нормативное регулирование отношений по подготовке, переподготовке, повышению квалификации и переквалификации работников непосредственно у данного работодателя относится к основному числу задач российского трудового законодательства.

Согласно ст. 197 Трудового кодекса РФ правом на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям, обладают работники всех категорий.

Наиболее полно специфика и особенности профессиональной переподготовки заключается в следующем:

- в оперативной переподготовке по новым специальностям нередко даже при отсутствии модели специалистов и их квалификационных характеристик;

- в процессе обучения приоритетное значение придается опережающей, фундаментальной теоретической подготовке слушателей по новым перспективным направлениям науки и техники, что должно стать основанием для их практической деятельности по новой специальности: расширяются функции выпускной работы, она становится неотъемлемой частью педагогического процесса и из средства контроля и оценки учебной деятельности превращается в средство стимулирования познавательной деятельности и развития исследовательских способностей слушателей, реального включения их в процесс приобретения новых знаний и навыков, практического их использования [1, c. 25].

Немаловажным фактором является мотивация работника реализации его права на образование. На текущий момент у работодателей возникает интерес к использованию технологии профессиональных компетенций. В последнее время работодатели добиваются необходимой модели поведения работника через построение системы профессиональных компетенций.

Профессиональная компетенция — это совокупность необходимых характеристик для плодотворной и эффективной трудовой деятельности работника. Идеальная гармония профессиональных знаний, навыков, установок, ориентации составляют схему профессиональной компетенции.

Прогрессивные работодатели имеют в своем арсенале разные схемы профессиональных компетенций касательно отдельной должности, имеющейся в организации, для использования на всех ступенях работы с персоналом. Строгий отбор требуемых работников является основополагающим критерием модели профессиональных компетенций [2, c. 115]. Но в особенности она крайне актуальна в качестве мотивационной части работников, ибо с ее помощью происходит выбор того, чему обучать и как обучать работников. Также модель профессиональной компетенции служит критерием оценки их знаний и навыков во время аттестации работников.

Существуют различные методы обучения персонала организации. Под методом обучения будем понимать способ управленческого воздействия на работников, применяемый организацией для формирования у них необходимых профессиональных 51 компетенций. Профессиональные компетенции - качественные характеристики работника, отражающие совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей. Методы обучения персонала могут быть реализованы на рабочем месте обучаемого сотрудника (внутри организации), либо вне его (за пределами компании, например, в специализированных учебных заведениях).

Согласно российскому законодательству педагогам и научным сотрудникам из преподавательского состава предоставляется свобода изложения учебной дисциплины по свой выбор, выбирать тематику для научных исследований и проводить их своими методами [3, c. 102]. Данной свободе корреспондирует право обучающегося получать знания согласно своим склонностям и потребностям.

Содержание свободы творчества охватывает свободу литературного, художественного, научного, технического и иных видов творчества, а также свободу преподавания и научных исследований. Существует целый ряд профессий, которые немыслимы без реализации права на свободу творчества: учителя и преподаватели, актеры, журналисты, оформители и др.

Добровольный выбор тем и направлений для творчества, а также плюрализм в отношении художественных средств и приемов, которые творческий человек считает подходящими для достижения избранной в процессе выполнения трудовых обязанностей творческой цели, составляют фундамент свободы творчества. Посредством свободы творчества работник имеет возможность самореализации, но в то же время, свобода творчества имеет нормативные и моральные границы, как и право на образование. Акты, которые внедряют рамки в свободу творчества, обязаны быть строго очерченными и однозначными.

Проблемы творческих работников могут и должны разрешаться в трудовых правоотношениях. Конечно, для многих творческих работников, заслуживших широкое общественное признание и через него ставших весьма обеспеченными и более того, затрагиваемые проблемы могут не представлять интереса [4, c. 51]. Но это не значит, что они не должны представлять практического интереса для творческих работников, еще не обласканных удачей, но повседневно занимающихся творчеством в рамках трудовой деятельности. Правовые знания всегда служат на благо их обладателю.

Творческие работники, как, впрочем, и все граждане России, в соответствии с Конституцией свободны в выборе способов реализации своих творческих устремлений и притязаний. Свобода труда не предполагает его обязательность. Однако возникновение прав граждан по пенсионному, социальному и медицинскому обеспечению и, самое главное, их объемы обусловлены степенью и объемом участия граждан и творческих работников, в частности, в выполнении ими требуемой государству социальной функции, т.е. принятием творческими работниками со своей стороны обязательств перед государством [6, c. 215]. Это вытекает из неразрывной органической и юридической связи прав и обязанностей.

Трудовые отношения отчетливо отражают данную связь. Законодатель желает добиться регулирования творческой деятельности посредством трудового законодательства с целью юридической фиксации прав творческих работников на пенсионное, социальное и медицинское обеспечение творческих работников, а не стремлением влиять на творческие процессы.

Вышеуказанное переплетение между правами работников культуры на упомянутые виды государственного обеспечения возникает с обязанностью творческих работников вступить в трудовые отношения с работодателями.

Трудовой договор фиксирует трудовые отношения между работодателем и работником культуры.

Отношения с творческим работником заключаются как на определенный срок, так и на неопределенный в соответствии .

При наличии соглашения двух сторон между творческим работником и работодателем заключается срочный трудовой договор согласно с ч. 2 ст. 59 ТК РФ [7, c. 32].

В трудовом договоре в этом случае необходимо зафиксировать срок его действия и обстоятельство (творческий характер труда), послужившее основанием для заключения срочного трудового договора.

Из вышеизложенного стоит сделать следующие выводы: два главных критерия, на которые должны отвечать ограничения права на образование и на свободу творчества заключаются в том, чтобы они имели четкое соответствие с законом и руководствовались конкретной легитимной целью.

Составляющим компонентом общего механизма реализации прав и свобод работника выступает реализация культурных прав и свобод граждан. Воплощение требований нормативных актов в реальные общественные отношения является целью механизма реализации всех без исключения прав и свобод работника. Кардинальное значение на устранение данной проблемы оказывают социальные, экономические и политические факторы.

К наиболее актуальным вопросам в науке трудового права выступает проблематика воплощения прав категории работников. Она затрагивает аспекты эффективности и функционирования права, а также реализацию культурных прав посредством нормативных актов. И заинтересованность в реализации всех без исключения прав должна возникать не только у работников, но и у работодателей.


Список использованной литературы

  1. Головина С. Ю. Правовое сопровождение непрерывного профессионального образования и профессиональной мобильности в условиях инновационной экономики // Бизнес, менеджмент и право. - 2015. - № 1.
  2. Кочетова Л. Р., Антропов В. А. Ключевые задачи модернизации внутрипроизводственной профессиональной подготовки кадров // Проблемы обеспечения безопасного развития современного общества : сб. трудов IV Международной научно-практической конференции : в 2 ч. - Екатеринбург, 2014.
  3. Лушникова М. В. Актуальные проблемы правового регулирования профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников // Вестник Ярославского государственного университета. - Серия «Гуманитарные науки». - 2008. - № 8.
  4. Мельников М.А. Реактивные и проактивные методы управления отношениями со стейкхолдерами в антикризисном управлении // Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - № 9.
  5. Сагандыков М. С. Сочетание частноправовых и публично-правовых начал в реализации конституционных принципов в сфере труда // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - Серия «Право». - 2016. - Т. 16. - № 2.
  6. Сойфер В. Г. Трудовое право и вопросы профессионального обучения работников // Труды Институтагосударства и права РАН. — 2008.- № 1.
  7. Сойфер В. Г. Трудовое право и вопросы профессионального обучения работников // Трудовое право России и стран Евросоюза: сб. статей / под ред. Г. С. Скачковой. - М. :Риор: Инфра-М, 2012.
0
No votes yet