Особенности правового статуса судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Филиппова Екатерина Антоновна
ЧОУ ВО «Сибирский юридический университет», г. Омск

Одним из первостепенных и важнейших элементов судебной системы России следует назвать Конституционный Суд Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в государстве, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории России [1, ст. 125].

Конституционный Суд Российской Федерации является основной и самостоятельной частью механизма реализации конституционного контроля в государстве. Он не поднадзорен никаким инстанциям, его решения обязательны для всех субъектов права, в том числе для других высших органов всех трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной.

В силу такого особого статуса в системе государственной власти нельзя не говорить о таком же особом статусе его судей, число которых ограничено всего лишь до одиннадцати человек согласно Конституции Российской Федерации [1, ст. 125].

Правовой статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации включает в себя совокупность его юридических обязанностей, прав, гарантий, а также запретов и ограничений, связанных с осуществлением полномочий судьи. Правовой статус вытекает из характерного предназначения суда, его целей, задач и места, которое он занимает в судебной системе.

Во многих зарубежных странах, для сравнения, процесс назначения и квалификационные требования, предъявляемые к претендентам на должность члена Конституционного Суда, устанавливаются непосредственно Основным законом государства. В Российской Федерации же это Конституция России, в дополнение к которой идет Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Перед тем как перейти непосредственно к особенностям статуса судьи Конституционного Суда Российской Федерации, стоит определить, каким же должен быть судья, в общем. Вероятнее всего, для многих граждан любого государства судья предстает в образе честного, справедливого, беспристрастного, мудрого, безукоризненного и рассудительного человека, вызывающего безоговорочное доверие. И это действительно должно быть именно так, ведь он представляет самостоятельную и независимую судебную власть, согласно которой абсолютно каждый равен перед законом и самим судом.

Рассмотрим фундаментальные требования, предъявляемые к судье суда как регионального, так и федерального уровней, гарантирующие его независимость, несменяемость и неприкосновенность.

По общему правилу судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Они должны постоянно проживать в Российской Федерации, не иметь гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства. Судьям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории России [1, ст. 119].  

Однако федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации [1, ст. 119]. В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.06.2004 N 214-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Верховного Суда Российской Федерации о проверке соответствия Конституции Российской Федерации ряда положений пункта 1 статьи 4 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал свою позицию в отношении понятия «дополнительные требования». По его мнению, конституционный термин «дополнительные требования» означает, что федеральному законодателю предоставлена возможность закреплять как требования, не упоминаемые в Конституции Российской Федерации, так и иные повышенные по сравнению с установленными непосредственно Конституцией Российской Федерации требования [5, п. 2].  

Так, Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» устанавливает свои дополнительные требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации [2, ст. 8].

Согласно Закону судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Для чего устанавливаются столь высокие, по сравнению с другими, требования к судьям Конституционного Суда Российской Федерации? Очевидно, это определено уникальной компетенцией, установленной для представленного суда, а, следовательно, и для его судей. Это само по себе говорит об их высоком положении. Если судьи соответствуют предписанному им статусу, то их деятельность вызывает у граждан доверие, готовность и желание разрешить возникшие споры правовым путем, а также признание законными судебные акты. Все это указывает на легитимность судебной власти. Решения суда приравниваются к истине, ведь действие любого другого органа или должностного лица могут быть оспорены в суде, но сами решения Конституционного Суда Российской Федерации окончательны и не подлежат обжалованию [2, ст. 79]. В этом-то и состоит его сущность, ценность. Именно поэтому к судье предъявляют столь повышенные требования, так как чем больший вес приобретает судебная власть в обществе, тем жестче они становятся и тем сложнее процедура досрочного прекращения его полномочий.

Дополнительные, или фактически повышенные, требования к судье Конституционного Суда Российской Федерации не являются чем-то необычным в сравнении с зарубежной практикой. Так, помимо вышеизложенных требований, в Основных законах других государств можно найти собственные требования, раскрывающие характерные черты той или иной страны. Например, для судей Республики Беларусь — это наличие, как правило, ученой степени; для Монголии – наличие высокой юридической или политической квалификации и т. д.

Таким образом, особенности правового статуса судьи Конституционного Суда Российской Федерации обусловлены его высоким положением в судебной системе Российской Федерации и необходимы для независимой, самостоятельной и квалифицированной деятельности.


Список используемых источников и литературы

  1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – Москва, 1997. Дата обновления: 01.07.2020 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 23.04.2022.) – Режим доступа: локальный.
  2. Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Верховного Суда Российской Федерации о проверке соответствия Конституции Российской Федерации ряда положений пункта 1 статьи 4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08.06.2004 N 214-О // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – Дата обновления 08.06.2004: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48647/ (дата обращения: 23.04.2022) – Режим доступа: локальный.
  3. О Конституционном Суде Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – Дата обновления 01.07.2021: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4172/ (дата обращения: 23.04.2022) – Режим доступа: локальный.
  4. О статусе судей в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-I // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» – Дата обновления 05.04.2021: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_648/ (дата обращения: 23.04.2022) – Режим доступа: локальный.
  5. О судебной системе Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – Дата обновления 08.12.2021: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12834/ (дата обращения: 23.04.2022) – Режим доступа: локальный.
0
No votes yet