Основные проблемы молодых семей в Российской Федерации

Арасланова Алина Олеговна
Волго-Вятский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)», город Киров

По целому ряду причин молодая семья определяет пути развития и существования самого института семьи, но, вместе с тем, это явление имеет в себе и кризисный потенциал, который связан, прежде всего, с незначительным опытом молодоженов в организации семейной жизни. Отсюда вытекает необходимость государственной и общественной поддержки молодых семей для предупреждения негативных явлений и укрепления основ ее жизнедеятельности [1, c. 87]. В ежегодном послании Федеральному Собранию Президент РФ В. В. Путин отметил : «Поддержка семьи, ее ценностей — это всегда обращение к будущему, к поколениям, которым предстоит жить в эпоху колоссальных технологических и общественных изменений, определять судьбу России в XXI веке. И чтобы уже сейчас они могли участвовать в создании этого будущего и в полной мере раскрыли свой потенциал, мы должны сформировать для них все условия, и прежде всего речь идет о том, чтобы каждый ребенок, где бы он ни жил, мог получить хорошее образование». [3] Данное высказывание подтверждает первостепенное значение развития государственной политики поддержки молодых семей и актуальность анализируемого вопроса. В данной статье мы обозначим основные проблемы молодых семей в Российской Федерации и методы, которые предпринимает государство для их разрешения.

Согласно Распоряжению Правительства РФ «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» это семья, состоящая в первом зарегистрированном браке, в которой возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 30 лет (для участников жилищных программ поддержки молодых семей возраст участников увеличивается до 35 лет) [8].

Основной проблемой молодых семей в Российской Федерации является жилищная. По данным Росстата на конец 2019 года количество семей, нуждающихся в жилых помещениях в РФ, составляет 312 855 тысяч [9]. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года определила одной из своих задач «оказание государственной помощи в улучшении жилищных условий молодых семей»[7]. Для решения данной проблемы государство принимает жилищные программы, которые направлены на помощь молодым семьям в приобретении жилья. Одной из таких программ является «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Размер выплаты, установленный в Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования составляет  «не менее 30% расчетной (средней) стоимости жилья - для молодых семей, не имеющих детей, или 35% - для молодых семей, имеющих одного ребенка или более, а также для неполных молодых семей, состоящих из одного молодого родителя и одного ребенка или более»[5]. В соответствии с Постановлением Правительства N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" в рамках данной программы молодым семьям также предоставлена возможность  претендовать на государственную поддержку в виде социальной выплаты на «уплату первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилья по договору купли-продажи, уплату цены договора участия в долевом строительстве или цены договора уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве»[5]. Эту социальную выплату молодая семья может использовать в соответствии с выше упомянутым Постановлением Правительства РФ для того чтобы погасить сумму основного долга (части суммы основного долга) и уплатить проценты по жилищным кредитам, в том числе по жилищным кредитам на уплату цены договора участия в долевом строительстве [5]. Разработка программ по обеспечению молодых семей жильем позволяет существенно повысить государственные гарантии перед социально защищаемыми категориями граждан и эффективнее использовать бюджетные средства государства.

У молодой семьи часто возникают материальные проблемы в связи с рождением детей. Государство старается компенсировать родителям часть затрат. Оно выплачивает различные пособия молодым семьям с детьми. Одним из таких пособий является ежемесячная денежная выплата на детей от 3 до 7 лет. 31 марта 2021 года произошли изменения в условиях назначения данной выплаты. Установлена градация по доходам, определяющая размеры ежемесячных выплат. В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.03.2020 N 384 50% величины прожиточного минимума для детей выплачивается, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации. 75 процентов величины прожиточного минимума для детей - если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом ежемесячной выплаты в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения. 100 процентов величины прожиточного минимума для детей - если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом ежемесячной выплаты в размере 75 процентов величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения [4]. Также нововведения коснулись собственности заявителя и членов его семьи. Определено имущество, при наличии которого семьи, имеющие среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, могут получать пособия на детей от 3 до 7 лет. В данный перечень вошли: одна квартира любой площади или несколько квартир, если площадь на каждого члена семьи - менее 24 кв. м.; один дом любой площади или несколько домов, если площадь на каждого члена семьи - меньше 40 кв. м. Если данные помещения были признаны непригодными для жизни, то они не учитываются при оценки нуждаемости; одна дача; один гараж, машиноместо или два, если семья многодетная, в семье есть гражданин с инвалидностью или семье в рамках мер социальной поддержки выдано автотранспортное или мототранспортное средство; земельный участок общей площадью не более 0,25 га в городских поселениях или не более 1 га, если участки расположены в сельских поселениях или межселенных территориях; одно нежилое помещение; один автомобиль (за исключением автомобилей младше 5 лет с двигателем мощнее 250 л.с., за исключением семей с 4 и более детьми, если в автомобиле более 5 мест), или два, если семья многодетная, член семьи имеет инвалидность или автомобиль получен в качестве меры социальной поддержки; один мотоцикл, или два, если семья многодетная, член семьи имеет инвалидность или мотоцикл получен в качестве меры поддержки; одна единица самоходной техники младше 5 лет (это тракторы, комбайны и другие предметы сельскохозяйственной техники); один катер или моторная лодка младше 5 лет [4]. Вместе с тем вводится понятие «нулевого дохода». Данное понятие подразумевает, что «пособие назначается при наличии у взрослых членов семьи заработка (стипендии, доходов от трудовой или предпринимательской деятельности или пенсии) или отсутствие доходов обосновано объективными жизненными обстоятельствами» [6]. Основаниями для отсутствия доходов могут быть следующие обстоятельства: уход за ребенком до достижения им возраста трех лет; уход за гражданином с инвалидностью или пожилым человеком старше 80 лет; обучение на очной форме для членов семьи моложе 23 лет; срочная служба в армии и 3-месячный период после демобилизации; прохождение лечения длительностью от 3 месяцев и более.

Некоторые субъекты Российской Федерации устанавливают дополнительные выплаты молодым семьям. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 23 Закона Москвы «О молодёжи» от 30 сентября 2009 года № 39 «молодой семье, в которой оба супруга имеют место жительства в городе Москве, или одному из супругов, который имеет место жительства в городе Москве, за счет средств бюджета города Москвы выплачивается дополнительное единовременное пособие в связи с рождением ребенка в порядке, установленном Правительством Москвы» [2].

Таким образом, государство предпринимает различные меры, чтобы улучшить положение молодых семей в России, разрешить их проблемы, осуществляет социальную поддержку. Оно расширяет условия, при которых семьи могли бы получить денежные выплаты и иную помощь. При рождении детей семьям гарантируются регулярные пособия, бесплатное предоставление некоторых социальных услуг (или их полная оплата), единовременные выплаты, по целевой направленности – меры, направленные на улучшение материальных условий семей с детьми, по категории получателей – меры поддержки многодетных семей. Для того, чтобы сделать жилье более доступным для молодежи, государство вносит за семью часть стоимости квартиры, а также предоставляет кредиты с пониженной процентной ставкой для приобретения и строительства жилья.


Список использованной литературы

  1. Брыкова Т.Ю. Социальная поддержка молодых семей в России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 5-1. С. 87-92.
  2. Закон Российской Федерации "О молодежи" от 30.09.2009 № 39 // Ведомости Московской городской Думы". 2009 г. № 60. Ст. 281.
  3. "Послание Президента Федеральному Собранию" от 15.01.2020 // Российская газета. 2020 г. № 7.
  4. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении" от 31.03.2020 № 384 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020 г. № 15. Ст. 2253.
  5. Постановление Правительства Российской Федерации "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" от 17.12.2010 № 1050 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011 г. № 5. Ст. 739.
  6. Правительством утверждены правила назначения пособий на детей от 3 до 7 лет // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации URL: https://mintrud.gov.ru/social/315 (дата обращения: 09.03.21).
  7. Распоряжение Правительства РФ "Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года" от 25.08.2014 № 1618-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014 г. № 35. Ст. 4811.
  8. Распоряжение Правительства РФ "Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года" от 29.11.2014 № 2403-р // Собрание законодательства Российской Федерации.  2015 г. № 51. Ст. 7408.
  9. Число семей, нуждающихся в жилых помещениях на конец года // Федеральная служба государственной статистики URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 01.03.2021).
0
No votes yet