Основные факторы, влияющие на доступность правосудия

Киямова Диана Валерьевна
Казанский филиал «Российского государственногоуниверситета правосудия», г. Казань

Вопрос определения основных факторов, которые затрудняют реализацию прав граждан на суд и, соответственно, ограничивают возможность получение судебной защиты, является весьма обширным. Попытка сгруппировать указанные факторы, влияющие на доступность к правосудию, приводит к выводу о том, что все они происходят, как правило, из таких сфер жизнедеятельности как: политической, социально-экономической и правовой.

Кроме того, стоит отметить, что причины их возникновения связаны как с историческим развитием и традициями, так и с ментальностью, мировоззрением и образовательным уровнем населения. Ряд авторов дополнительно в качестве причин возникновения рассматриваемых факторов выделяют следующие: уровень квалификации судей, представительства и доступ к правовой информации.

Исходя из вышесказанного, факторы, которые влияют на обеспечение доступности к правосудию, можно подразделить на четыре обобщенные группы, которые необходимо рассмотреть в отдельности. В частности, к ним относятся: 1) исторические традиции; 2) политические факторы; 3) социально-экономические факторы; 4) правовые факторы.

Говоря об исторических традициях, повлиявших на доступность правосудия, стоит начать с судебной реформы 1864 г., которая хоть и представляла собой важный этап в развитии адекватной судебной системы, соответствующей потребностям общества, тем не менее не смогла в условиях еще сохранившейся на тот период абсолютной монархии обеспечить судебным органам ту роль и значение, которые должны отводиться в демократическом обществе, основанном на принципе разделения властей [4, с. 5].

Так и в советский период с господствующим тоталитарным режимом, с искаженностью сущности права и институтов обеспечивающих исполнение законов, а также с отсутствием частной собственности и инициативы, представителям судебной власти отводилась роль части административной системы. Потому среди населения и не сложились такие исторические традиции, которые позволяли бы воспринимать суд в качестве гаранта судебной защиты их прав и свобод. Суд не воспринимался в качестве универсального института разрешения правовых конфликтов.

Проведенная в 1991 году судебная реформа также началась в условиях образовавшихся социально-экономических проблем. Потому середину 1990-х годов следует характеризовать как ситуацию, достигшего своего критического уровня, в том числе и по вопросам доступности правосудия [4, с. 7].

Стоит отметить, что по истечении времени и событий, произошедших в последнее десятилетие, отношение общества изменилось, что привело к укоренению доверия к органам судебной власти. Вместе с тем менталитет, сложившийся в обществе, и в настоящее время не всегда позволяет последним переносить спорные ситуации на разрешение судов. Так граждане в основном предпочитают избегать обращения в суд, применяя такой способ разрешения спора только в крайнем случае, когда иным способом спор разрешить нельзя.

Как справедливо утверждает А.В. Поменов учитывая то, что право человека на справедливое правосудие относится к общечеловеческим ценностям и, соответственно, к естественным правам, в литературе неоднократно отмечается, что «идеи естественного права никогда не играли в русской правовой мысли роли, по своему значению хотя бы приблизительно сравнимой с той, которую они имела на индивидуалистическом Западе» [2, с. 10].

Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что массовое сознание не преодолело веками сложившихся представлений и стереотипов, основанных на предшествовавшем историческом опыте, стереотипах о спорах с властью, с богатыми, с коррумпированностью судебных органов, и возможности «повернуть закон в любую сторону».

Говоря о политических факторах, стоит отметить, что законодателем были разрешены основные политико-правовые аспекты по вопросам реализации права на суд. Так, закреплен принцип разделения властей, независимость судебной власти, несменяемость судей и подчинение их только закону, а также право каждого на судебную защиту.

При этом, судебный орган власти, прежде всего, является продуктом общества, в котором он существует. То есть его потенциальное развитие зависит от развития и укрепления институтов демократического строя, в том числе и институтов гражданского общества [3, с. 41].

Обобщая вышеизложенное, стоит обратиться к справедливому замечанию В.В. Ярков, который пишет, что повышение роли судей в обществе и формирования уважительного отношения к судебной власти возможно лишь в условиях неразрывной связи эволюционирования и развития самого общества [5, с. 70].

Говоря о социально-экономических факторах, стоит сразу указать, что самым острым вопросом является проблема бедности. Соответственно, устранение социально-экономических проблем доступности правосудия возможно лишь путем борьбы с бедностью, повышением уровня жизни населения, ростом доходов, и т.д. И как верно отмечается Дж. Вулфенсоном: «бедность не заключается только в проблеме отсутствия денег у людей, она связана с защитой прав человека» [1, с. 2].

Также учитывая немалую важность правовых факторов, влияющих на доступность правосудия, которые формируют юридические и фактические препятствия в получении судебной защиты, связанные с несовершенством процессуального законодательства и практикой его применения, считаю необходимым рассмотреть указанный вопрос в рамках отдельного научного исследования.


Список использованной литературы:

  1. Вулфенсон Дж. Судебная реформа в России поможет преодолеть бедность // Российская юстиция. 2001. № 9. С. 2-3.
  2. Поменов А.В. Петербургская школа философии права и задачи современного правоведения // Правоведение. 2000. № 2. С. 4-23.
  3. Судебная власть / Под ред. И.Л. Петрухина. М., 2003. 720 с.
  4. Чернявский В. Проблемы организационного обеспечения деятельности судов // Российская юстиция. 2000. № 9. С. 5-7.
  5. Ярков В.В. Цели судопроизводства и доступ к правосудию // Проблемы доступности и эффективности правосудия в арбитражном и гражданском судопроизводстве. М., 2001. С. 70-88.
0
No votes yet