Основания для дифференциации будущей отраслевой системы оплаты труда преподавателей средних профессиональных образовательных организаций в свете теорий экономического анализа права

Хабиева Елена Викторовна
ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», г. Пермь

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что, несмотря на то, что изменения в статью 144 Трудового кодекса Российской Федерации вступили в силу еще в ноябре 2020 года, единые требования к системам оплаты труда работников средних профессиональных образовательных организациях (далее - СПОО) до сих пор не приняты.

В настоящее время отраслевая система оплаты труда для рассматриваемой категории работников находится в стадии разработки. В частности, 10 марта 2021 года министр труда и социальной защиты Российской Федерации  Антон Котяков заявил о том, что Минтруд России начал собирать информацию, которая поможет сформировать систему окладов бюджетников по всем отраслям. Кроме того, на заседании комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов министр отметил, что в ближайшее время будет разослана форма для сбора данных в бюджетных организациях.

На эффективность экономического анализа права предлагаю посмотреть под углом поставленной проблемы в отраслевой системе оплаты труда преподавателей в СПОО.

Так, например, если мы обратимся к экономической теории итальянского ученого Вильфредо Федерико Дамасо Парето, согласно которой доминирующей по Парето трансакцией (или «Парето-улучшением») является такая, которая увеличивает благосостояние хотя бы одного индивида, не уменьшая благосостояние остальных,  где основным критерием улучшения по Парето является единодушное согласие всех сторон, то применительно к разрабатываемой отраслевой системе оплаты труда в СПОО можно предположить, что установление единого подхода к созданию перечня стимулирующих и компенсационных выплат (примерно 30-40% от общей суммы заработной платы) и общего подхода к основаниям и условиям формирования оклада, выплат стимулирующего и компенсационного характера однозначно благотворно повлияет на систематизацию и увеличение оплаты труда преподавателей СПОО из субъектов Российской Федерации, где в данный момент по статистическим данным заработная плата работников данного звена значительно ниже средних показателей по стране (например, в Республике Ингушетии, Республике Северная Осетия – Алания, Кабардино-Балкарской Республике), но не факт, что заработная плата преподавателей изменится в сторону увеличения в тех регионах, где в настоящее время она выше средних показателей по стране (в Ямало-Ненецком авт. Округе, Ненецком авт. Округе, Чукотском авт. Округе). Если следовать теории по Парето, то заданное положение об улучшении благосостояния у одной стороны при отсутствии ухудшения материальной стороны вопроса у другой стороны – сохранится в случае, если в субъектах РФ с высокой оплатой труда в СПОО заработная плата останется прежней, а в субъектах РФ с низкой оплатой труда в СПОО – заработная плата увеличится [3. C. 19-26]. При таких обстоятельствах будет достигнут эффект Парето-улучшение, характеризующийся достижением определенной точки равновесия. Но как только экономика достигнет уровня, при котором никто не сможет улучшить своего финансового положения не ухудшив положения другого, то будет достигнуто Парето оптимальное состояние  [6. C.134].

Следует отметить, что представители правового реализма выявили взаимосвязь экономики и права: право меняется при изменении экономических условий, и, соответственно, изменения в регулировании права влекут за собой изменения и в экономике страны [10. C. 26-29].

Натан Роско Паунд - один из основоположников социологической юриспруденции в США, изучал право как социальное явление в его действии. Паунд ставил перед собой цель о применении права как формы социального контроля, которая способна удовлетворить справедливые требования и желания индивидов. Такую правовую систему Паунд считал эффективной, поскольку она позволяет максимально удовлетворить потребности и желания людей и одновременно уменьшить или минимизировать возможные издержки. Основой такой системы по Паунду является справедливый баланс интересов сторон, в том числе данный баланс интересов ученый рассматривает на разных уровнях общения – индивидуальном, групповом и общественном. По мнению Паунда основная роль права заключается в его практическом функционировании, направленном для достижения справедливости и беспристрастности (справедливый баланс интересов). Поэтому, применяя данный научный подход в сфере отраслевой системы оплаты труда преподавателей СПОО можно отметить, что принцип справедливого баланса интересов сторон имеет одно из основных мест в концепции новой отраслевой системы оплаты труда [4. C. 800]. Данное утверждение основано во-первых, - на имеющихся нормативных предпосылках создания данной отраслевой системы оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях (части 8 и 9 статьи 144 Трудового кодекса российской Федерации) [1]; во-вторых, - на необходимости дифференцированно привести оплату труда преподавателей из разных субъектов Российской Федерации к единым основаниям, порядку и условиям начисления заработной платы на основе установленных в централизованном порядке размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, единых перечней компенсационных и стимулирующих выплат и особенно единого порядка условий назначения выплат компенсационного и стимулирующего характера для преподавателей с аналогичным уровнем образования, квалификацией, равным вкладом труда в предоставляемые образовательные услуги [11. C. 100]. Тем самым, применение принципа справедливого баланса интересов сторон вышеописанной концепции Паунда будет эффективным для применения в сфере трудовых отношений преподавателей, так как позволит максимизировать потребности педагогических работников в СПОО за счет единого подхода формирования заработной платы и как следствие получить более высокую оплату труда и уменьшить связанные с этим потери.

Обратим свое внимание на теорему Рональда Гарри Коуза, английского экономиста и основоположника нового институционализма, при которой конечный результат (максимизирующий ценность производства) не зависит от правовой системы, если ценовая система работает без издержек. Теорема Коуза заключается в создании таких условий совершенной конкуренции, при которых частные и социальные издержки равны  [5. C. 6-7]. Краткий смысл теоремы Коуза заключается в том, что, внешние эффекты не требуют государственного вмешательства в размещение ресурсов. Откровенно говоря, при проецировании данной теоремы на правоотношения в сфере отраслевой системы оплаты труда возникает сомнение, что трудовые отношения смогут работать без участия государства как минимум для бюджетных организаций, поскольку при трудовом вкладе преподавателей в образовательный процесс предполагается оплата труда, которая так или иначе относится к издержкам, которые обеспечиваются из государственного бюджета. Поэтому, можно сделать вывод, что в данном случае теорема Коуза не будет достаточно эффективна. 

У Ричарда Аллена Познера, выдающегося ученого, самого цитируемого юриста и судьи США, эффективность – это максимизация ресурсов, при которой экономическая эффективность сводится к добровольным трансак­циям, а ценность максимизируется. Познер считает, что экономическая эффективность есть скрытая сила права, причем свободный рынок заставляет меняться право, а не наоборот. Например, ранний Ричард Познер применял тезис о том, что экономическая эффективность есть лучший способ для определения справедливого решения, но позднее ученый отказался от этой идеи. Более разумной и правильной мне представляется его позиция, согласно которой «справедливость шире экономики» [9. C. 37].

Ричард Познер предлагает цель достижения экономической эффективности брать за основу и использовать ее в качестве опровержимой презумпции, распределяя на противоположную сторону, исходящую из нравственных и этических ценностей (справедливость, личная свобода, формальное равенство), бремя опровержения презумпции экономической эффективности. Анализируя данный научный подход полагаю уместным и экономически верным решение законодателя установить или дифференцировать систему оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, то есть привести к соотношению равной оплаты труда преподавателей за равный труд повсеместно [2. C. 144-152]. Со своей стороны считаю, что введение в трудовое право единых требований к условиям формирования отраслевой системы оплаты труда для всех СПОО во всех субъектах Российской Федерации положительно повлияет на роль труда преподавателя в обществе, повысит качество самого образования при выпуске квалифицированных кадров различных профессий, экономически плодотворно повлияет на уровень  жизни педагогов и населения в целом.

В частности, когда работник – преподаватель СПОО изначально будет знать и понимать, что уровень его заработной платы зависит не только от преподаваемых им ученико-часов и фактически отработанного времени, а еще зависит, как вариант, и от особого подхода в подаче материала студентам, коэффициента усвоения слушателями данного материала, достижения положительных реальных результатов в учебной деятельности, воспитательной деятельности и возможно в общественной деятельности (участие в предметно-цикловых комиссиях, в заседаниях советов, научно-практических конференциях и др.), то постепенно с учетом данных изменений система образования СПОО будет развиваться [7. C. 24-27].

Подводя итог, следует подчеркнуть, что экономический анализ права безусловно эффективно повлияет на планируемую к принятию новую систему оплаты труда, что позволит преодолеть необоснованную дифференциацию в уровне заработной платы преподавателей образовательных организаций среднего профессионального образования в разных субъектах РФ, а также в пределах одного субъекта РФ, и предотвратит нарушение базовых принципов оплаты труда.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3.
  2. Головина С.Ю. Индексация заработной платы как государственная гарантия по оплате труда работников // Российский юридический журнал. 2019. N 5. С. 144 - 152.
  3. Гинзбург И.В. Правовое регулирование бюджетных расходов на среднее общее образование в Российской Федерации и ее субъектах // Финансовое право. 2014. N 6. С. 19 - 26.
  4. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Е.А. Кашехлебова, Ф.О. Сулейманова, Г.В. Шония и др.; под ред. О.А. Шевченко. 4-е изд. Москва: Проспект, 2021. 896 с.
  5. Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.: Дело ЛТД при участии Catallaxy, 1993. 192 с.
  6. Меркуро Н., Медема С. Экономическая теория и право. От Познера к постмодернизму и далее.. М.: Институт Гайдара, 2019. 648 с.
  7. Миронова Е.В. Защита права на оплату труда // Законность. 2019. N 1. С. 24 - 27.
  8. Нуртдинова А.Ф., Чиканова Л.А. Процедурные нормы в механизме правового регулирования трудовых отношений // Журнал российского права. 2019. N 9. С. 80 - 99.
  9. Познер Р.А. Экономический анализ права. В 2 т. Т.1. СПб.: Институт "Экономическая школа", 2004. 544 с.
  10. Хныкин Г.В., Косаковская Е.И. Принципы заработной платы и проблемы их реализации // Трудовое право в России и за рубежом. 2020. N 2. С. 26 - 29.
  11. Хныкин Г. Заработная плата в России: научно-практический комментарий: монография / Г. Хныкин. LAP LAMBERT Academic Publishing RU Beau Bassin (Mauritius), 2019. 177 с.
0
No votes yet