Осмотр места происшествия ненадлежащим лицом

Маркелова Дарья Владимировна
ЧОУ ВО «Сибирский юридический университет», г.Омск

На сегодняшний день своевременное и обоснованное применение следственных действий в уголовном судопроизводстве способствует раскрытию преступлений и обеспечивает неотвратимость ответственности лиц, совершивших их. В данной статье рассматриваются процессуальные проблемы, возникающие в ходе производства осмотра места происшествия на стадии возбуждения уголовного дела. Отдельное внимание уделяется лицам, правомочным проводить осмотр места происшествия, а также ситуациям, возникающим в ходе его производства, но при этом не регламентированные уголовно-процессуальным законодательством.

Лица, правомочные проводить осмотр места происшествия, указаны в ч. 1 ст. 144 УПК РФ. К таковым закон относит следующих лиц: дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа. Однако данная норма не решает проблему, связанную с тем, что нередко осмотр места происшествия производится ненадлежащим субъектом.

Положения ст. 157 УПК РФ позволяют определить, по каким уголовным делам орган дознания проводит неотложные следственные действия. Между тем, ч. 2 ст. 157 УПК РФ не предполагает проведение неотложных следственных действий органом дознания по уголовным делам, которые согласно п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК РФ подследственны следователям Следственного Комитета Российской Федерации. Данное обстоятельство обусловлено тем, что СК РФ не является силовой структурой, в его ведомстве отсутствуют такие должности, как оперуполномоченные, которые могли бы сопровождать ход проведения неотложных следственных действий [2, с. 152].

Следователи СК РФ, получив сообщение о преступлении, обязаны непосредственно лично выезжать на место происшествия, в том числе для его осмотра. При этом следует отметить, что на практике следователи СК РФ выезжают далеко не на все происшествия по признакам преступлений, подведомственных данному следственному органу. К примеру, осмотр места происшествия осуществляется сотрудниками органов внутренних дел, и лишь после проведения первоначальных следственных действий материалы проверки поступают в СК РФ по подследственности. Также, при обнаружении трупа выезд следователя осуществляется далеко не во всех случаях из-за различных причин. Зачастую эти действия осуществляются такими лицами, как участковый уполномоченный полиции, оперуполномоченный. Но, несмотря на объективные причины в виде невозможности обеспечить выезд следователя и т.д., подобная практика является недопустимой [3, с. 150]. Во-первых, это является нарушением требований ч. 2 ст. 157 УПК РФ, которое устанавливает, что органы дознания не могут проводить неотложные следственные действия по преступлениям, подследственным СК РФ. В теории уголовного процесса одним из критериев оценки допустимости доказательств по уголовному делу является надлежащий субъект, правомочный проводить процессуальные действия, направленные на получение доказательств [5, с. 194]. Во-вторых, органы дознания МВД не обладают достаточной компетентностью в проведении осмотра места происшествия по преступлениям против жизни человека.

Производство осмотра места происшествия иными дознавателями, следователями, должностными лицами органа дознания должно осуществляться на основании поручения следователя, дознавателя, производящего доследственную проверку на основании п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ [4, с. 87].

Решение проблемы производства осмотра места происшествия ненадлежащим субъектом требует законодательного разрешения. Необходимо внести дополнения в ст. 176 УПК РФ следующего содержания: «Производство осмотра допускается лишь теми следователями и дознавателями, которым, согласно ст. 151 УПК РФ, подследственно соответствующее сообщение о преступлении или уголовное дело. Производство осмотра иными лицами допускается лишь по поручению соответствующего лица, осуществляющего предварительное расследование или доследственную проверку».


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 22.04.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. № 52 (часть I) ст. 4921 [Электронный ресурс] // Официальный сайт СПС «Консультант Плюс» URL: http://www.consultant.ru.
  2. Багмет А. М., Бычков В. В. Взаимодействие следователя с правоохранительными органами и органами дознания при раскрытии и расследовании преступлений. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция». М.:ЮНИТИ-ДАНА. 2018. С. 152.
  3. Барсукова Т. В. Неотложные следственные действия и ошибки при их производстве. Издание 2. – М.: Юридическая литература, 2018. – 150 с.
  4. Бахтеев Д. В., Драпкин Л. Я. Взаимодействие следователей с органами дознания и другими участниками расследования преступлений // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2017. № 3. С. 87-96.
  5. Закатова О. В. Особенности оценки протоколов следственных действий и судебного заседания с точки зрения допустимости // Вестник Брянского государственного университета, № 2 (1), 2012. С. 194-198.
0
No votes yet